Буллинг в школьной среде: причины, формы, профилактика

Насилием называют действие или бездеятельность одного субъекта по отношению к другому, результатом которого являются физические, психологические, моральные, сексуальные или экономические страдания.

Содержание

Исследователи предлагают другую интерпретацию понятия: насилие – это воздействие на человека с целью запугивания, принуждения к определенной деятельности, унижения. В современном мире насилие считается одной из наиболее острых социальных проблем. Школа с кадетскими классами под патронажем МЧС России

Насилие в школе как социальная проблема ↑

Насилие в школе – психологическое, эмоциональное, сексуальное или физическое воздействие, влекущие различные формы страданий. Совершается:

  • учениками по отношению к ученикам;
  • педагогами – к ученикам;
  • учениками – к педагогам.

Изучение природы и особенностей этого понятия вызывает множество дискуссий на политической, психологической, научной почвах. Главная проблема – поиск его причин и источников. Исследователи пришли к выводу, что базовыми факторами являются отношения в обществе и его устройство.

Girls looking at group of pupils fighting in school

Виды насилия в школе:

  1. Физическое.
  2. Сексуальное.
  3. Гендерное.
  4. Психологическое.

В своих работах психологи часто отожествляют насилие с агрессией. Называть понятия идентичными нельзя, поскольку агрессия – форма поведения, целью которой является нанесение вреда, а насилие называют крайне опасной формой агрессии.

Агрессивное поведение школьников представляется в двух формах:

  1. Защитная – обоснованная форма, появляется в ответ на насилие по отношению к личности.
  2. Наступающая или разрушительная – используется для нападения, издевательств, мучений другого человека или группы лиц.

os-kneginja-milica-teror-sedmak-bije-ucenike-decakov-otac-a-s-direktor-go-1353704326-233187 Наиболее распространенной формой насилия в школе является буллинг. Это новое понятие для нашего общества, имеет ту же природу, что и «дедовщина» в армии. Буллинг проявляется в запугивании, издевательствах, оскорблениях, травле.

И. Бердышев определяет буллинг как форму насилия, совершаемую продолжительно, осознанно с целью оскорбить, унизить, не носит характера самозащиты.

В чем выражается «травля»?

Буллинг в школьной среде выражается в двух формах:

  1. Физический – нанесение различный повреждений.
  2. Психологический.

1313678156417_ORIGINAL

Психологический в свою очередь классифицируется на:

  1. Вымогательство , умышленная порча имущества.
  2. Бойкот – жертва издевательств оказывается в изоляции.
  3. Вербальный:
  • придирки к внешнему виду: внешности, манере одеваться, ходить, говорить;
  • распускание слухов с целью испортить репутацию, отношения субъекта с друзьями, педагогами;
  • угрозы физической расправой, нанесением травм, распространением информации, которая может нанести вред субъекту;
  • дразнение, обзывание.

f3c194ded8b0b2d0d5b3145f8092cb53_xl.jpg.crop_display С точки зрения общества, буллинг – латентная, пассивная форма насилия, но последствиями могут быть:

  • падение самооценки;
  • невротические расстройства и другие травмы психики;
  • проблемы в построении отношений;
  • самоубийство.

Причины ↑

Причины, порождающие детское насилие, носят субъективный характер:

  • скука, отсутствие занятости или интереса к учебе;
  • соревновательно-конкурентная стратегия обучения в школе: школьное обучение, выстроенное по принципу рыночной экономики, вынуждает бороться за выживание не всегда мирными, интеллектуальными способами;

stop violence

  • зависть;
  • отстаивание первенства;
  • психологические особенности ребенка как личности;
  • столкновение культур, национальностей, субкультур.

Любая форма – это взаимодействие жертвы и агрессора.

Признаки агрессора:

  • вспыльчивый, неуравновешенный характер;
  • склонности к садизму, интерес к различным проявлениям насилия;
  • резкие перепады настроения от веселья к гневу и наоборот;
  • навязывает свои идеи и правила окружающим;
  • завышенная самооценка;
  • злопамятность, мстительность, провокационное поведение;
  • частые конфликты с родителями;
  • игнорирование правил поведения.

bullying.jpg.size.xxlarge.letterbox Кто может быть агрессором

Чаще всего у такого ученика проблемы с успеваемостью, он воспитывается в неблагополучной семье, внешне развит физически и не имеет явных внешних изъянов.

Это лишь статистика. Не редкие случаи, когда агрессором выступал ребенок из полной, обеспеченной семьи, без проблем с внешностью и обучением.

Объектами нападок становились «менее удачливые» — дети с физическими недостатками, представители других наций, отстающие по учебе.

Та же статистика говорит, что потенциальными агрессорами являются около 10 % школьников. 75208845

Общие черты агрессора:

  • сильный (физически и психологически);
  • ведет себя вызывающе;
  • несдержан;
  • импульсивен;
  • вступает в конфликты или сам их провоцирует;
  • часто лжет;
  • склонен к манипуляции.

Большинство агрессоров – мальчики. Среди девочек насилие проявляется реже, но отличается большей жестокостью, разнообразием способов издевательств.
По статистике, около 7 % учеников – потенциальные жертвы.

Бывает 2 типа «жертв»:

  1. Пассивная – ребенок с заниженной самооценкой, боязлив.
  2. Провоцирующая – проявляет себя и в качестве агрессора, и в качестве жертвы.

Sad schoolboy sitting in the hallway Кто становится жертвой

  • Дети с необычной внешностью . Предметом издевательств могут стать прыщи, веснушки, кучерявые волосы, маленький рост, полнота, кривые ноги, необычная форма головы, цвет кожи.
  • Дети с физическими недостатками – хромые, имеющие проблемы со зрением или слухом, заикающиеся.
  • Дети с нестандартным поведением : замкнутые, необщительные.

Признаки «жертвы», аутсайдера:

  • держится отдельно от коллектива;
  • замкнутый, стремится не выделяться;
  • практически ни с кем не общается;
  • одноклассники его игнорируют;
  • очень импульсивен.

bullying Портрет аутсайдера: чаще всего это неспортивный, слабый мальчик. Иногда с физическими недостатками – хромота, плохое зрение, заикание. Девочка-аутсайдер имеет непривлекательную внешность, одевается беднее, не модно.

Важно! Стоит отличать агрессора от уверенного в себе ребенка! Первый стремится нападать, во всех ситуациях чувствует свое превосходство, обижает остальных, не придает значения мнению окружающих. Уверенный в себе адекватно оценивает себя и остальных, целеустремленный, свое мнение доказывает аргументировано, уважает личности окружающих.

163549t81h0572 Средовые факторы риска

Факторами агрессивного поведения среди детей в школе выступают:

  1. Личные особенности – импульсивность, употребление алкоголя, наркотических веществ, низкая самооценка или воспитание, тяга к риску;
  2. Особенности социального окружения – сильное влияние СМИ, положение семьи в обществе, окружение – друзья, родители, для которых характерно девиантное поведение, семейное насилие;
  3. Особенности поведения – низкие показатели успеваемости, прогулы, приводы в милицию в подростковом возрасте, нарушение закона.

Первенство в качестве фактора формирования агрессивного поведения, порождающего насилие, принадлежит социальному окружению: jugend_gewalt_popup

  • Проблемы в общении внутри семьи, конфликты – развод, гиперопека или отсутствие внимания, появление нового члена семьи – опекуна, младшего ребенка, завышенные требования к подростку – в учебе или других сферах деятельности.
  • «Плохая компания» — имеется в виду круг общения, состоящий из лиц, ранее нарушавших закон, имеющих вредные привычки.
  • Неблагополучная семья – имеются в виду неполные семьи, семьи, один из членов которой или все имели проблемы с законом, наркотиками, алкоголем.

Статистика говорит следующее: больше половины школьников, которые подвергались любой форме насилия, проявят ее сами.

t1larg.bully Помощь родителей ↑

Семья и родители – главная среда развития школьника. В семье формируется личность с рождения. Для профилактики насилия в школе родители должны сотрудничать со школой, уметь распознавать базовые признаки агрессивных наклонностей ребенка.

Как родителям заметить признаки склонности к насилию:

  • резкие перепады настроения;
  • доминантное поведение;
  • интерес к жестоким играм и фильмам;
  • частые жалобы на ребенка со стороны школы;
  • конфликты в семье, игнорирование запретов, указаний;
  • отсутствие уважения к близким.

52773b81-32d0-fb72-32d0-fb7dc95507f4.photo-vert Как ведет себя дома аутсайдер:

  • не приводит в гости друзей;
  • приходит из школы позже;
  • склонен к импульсивности, вспыльчивости, злобу и обиду может вымещать на близких;
  • у него нет друзей, с которыми он проводит досуг;
  • часто можно заметить ссадины, синяки;
  • склонен к уединению.

Если ребенок склонен к насилию:

  1. Нельзя наказывать физически!
  2. Нужно выяснить причину, природу проявлений агрессии.
  3. Ребенку нужно уделять больше времени!
  4. В особых случаях необходимо обратиться к семейному психологу.

weerbaarheid Профилактика буллинга ↑

Что делать администрации школы и учителям для профилактики и искоренения этой жестокости:

  1. Сотрудничать , наладить партнерские отношения с семьями, родителями, опекунами.
  2. Формировать толерантность , терпимость.
  3. Знать особенности семей – кто из детей может быть в группе риска.
  4. Знать о взаимоотношениях в классе . Совсем не обязательно классному руководителю налаживать «шпионскую сеть» — многое видно невооруженным глазом.
  5. Обращать внимание на формирование группировок в классах.
  6. Оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам.
  7. Наблюдать и еще раз наблюдать! Учитель не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками».
  8. Запрет на бездействие и безразличие! Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.

Видео: Основные причины