социальный конфликт

Классификация основных причин конфликтов в обществе

Конфликты можно классифицировать в зависимости от состава их участников. Спорные ситуации имеют различные способы решения, которые приводят как негативным, так и позитивным последствиям.

Содержание

Виды и субъекты ↑

В зависимости от состава субъектов – участников спорной ситуации выделяют следующие виды конфликтов:

  1. Семейные. Чаще всего это может быть супружеские ссоры, противоречия подростка и взрослого, тещи и зятя.
  2. Межнациональные. Возникают между представителями разных этнических групп. Они могут быть вызваны межрелигиозными, культурными и экономическими спорами. Их последствиями становятся кризисы международных отношений.
  3. Деловые. Начинаются между сотрудниками в трудовом коллективе. Служебные споры могут возникать из-за распределения власти, несовершенства организации и дискуссии о характере и целях производства.
  4. Политические. Возникают между несколькими странами или политическими силами внутри одного государства в организации и распределении власти.
  5. Личностные – между индивидуумами по субъективным причинам. Чаще всего образуются в подростковом коллективе, а также между родителями и детьми по поводу убеждений или идеалов.

Вероятность развития конфликта зависит от того, в какой социальной или возрастной группе возникает спорная ситуация. Например, в молодежной среде они возникают чаще, поскольку в конфликтах подростков со сверстниками больше склонны отстаивать свои интересы.

Причины конфликтов ↑

Причины возникновения конфликтов – это факторы, которые способствуют возникновению конфронтации между его субъектами. Они и определяют характер течения спорной ситуации.

Существует три стадии развития причин, которые способствуют разворачиванию конфликта:

  • взаимозависимости;
  • несовместимость целей;
  • осознание этого противоречия и переход к активному воплощению своих планов за счет противника.

Основные причины спорных ситуаций можно причислить к субъективным или объективным факторам.

Объективные причины – это те причины и признаки спорной ситуации, которые существуют вне зависимости от желания человека. Среди них следует выделить:

  1. Распределение ресурсов. Количество большинства материальных благ, времени и других ценностей ограничено. Для нормального поддержания ситуации люди заинтересованы в получении максимального количества запасов, на которые могут претендовать другие.
  2. Взаимозависимость задач. Ограниченность ресурсов и времени приводит к тому, что группа должна выделять трудовые приоритеты, для того чтобы достигнуть желаемых результатов. Противоречия начинаются тогда, когда нет единого мнения о том, каким способом этого можно достигнуть.
  3. Различие в ценностях, идеалах и представлениях. Приводит к тому, что люди могут оценивать неодинаково одну и ту же информацию, а значит – и реагировать на ее появление. Например, свекровь и сноха могут конфликтовать из-за того, что они были воспитаны в разных условиях и имеют разные взгляды на ведение хозяйства.
  4. Недостаточность коммуникации. Последствием является то, что индивидуум/группы людей с подозрением воспринимают тех, с кем они входят в контакт. Отсутствие доверия делает невозможным сотрудничество и приводит к конфликтам.

3a37d9c83c1cd530cecf6c5a355071a8,640,0,0,0

Субъективные причины конфликтов – это те факторы, которые приводят к возникновению спорной ситуации в результате индивидуальных и психологических особенностей его участников.

Среди социально-психологических источников противоречий следует выделить:

  • разные взгляды, убеждения и предпочтения участников конфликтов;
  • взаимонепонимание;
  • субъективные межличностные оценки и претензии;
  • разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • нежелание идти на компромисс.

К персональным факторам можно причислить особенности поведения индивидуума, которые влияют на качество взаимодействия с другими личностями/группами людей.

Среди них выделяют:

  • наличие внутриличностного конфликта;
  • недостаточная или завышенная самооценка;
  • способность воспринимать критику и самостоятельно анализировать поведения других людей;
  • подверженность вспышкам агрессии.

Личности, в характере которых ярко выражены эти черты (или их отсутствие) намного легче идут на конфронтацию.

Так психологи выделяют следующие конфликтные типы:

  1. Демонстративный. Любит находиться в центре внимания. Отношения к окружающим определяется тем, насколько уважают его эти люди. Из-за этого способен поддаваться на любую провокацию, если ощущает угрозу своему авторитету.
  2. Ригидный. Подозрителен и прямолинеен. Обладает повышенной самооценкой и постоянно требует одобрения со стороны других. Некритичиность к себе и обидчивость приводит к тому, что этот тип намного легче идет на конфликт.
  3. Неуправляемый. Подвержен внезапным вспышкам негативных эмоций. Недостаточно соотносит свои поступки с целями и возможными последствиями.
  4. Сверхточный. Педантично относится к работе и требует этого от других. Уделяет чрезмерное внимание даже незначительной критике. Не способен реально оценивать взаимоотношения с окружающими и из-за этого весьма придирчив.
  5. «Бесконфликтный». Не обладает самостоятельным мнением, и легко подвергается чужому влиянию, вследствие чего, его несложно настроить на конфронтацию с другим человеком.

Последствия ↑

В психологии существует два способа оценки конфликта. Функциональный метод рассматривает его как ситуацию, которая изменяет нормальное состояние.

Поэтому социологи, которые придерживаются этого направления, находят, что спорные ситуации приводят к исключительно негативным последствиям, а именно:

  • ухудшение в организации;
  • неэффективное распределение сил, отвлечение от других, более насущных проблем;
  • неудовлетворенность участников конфликта и их желание путем подавление воли другого добиться своей цели;
  • обострение эмоциональной обстановки и снижение способности рационально решать проблемы.

Сторонники социологического подхода в конфликтологии считают, что конфликты – это один из ключевых источников прогресса, обновления и изменения ситуации в будущем.

Среди позитивных последствий спорных ситуаций они выделяют:

  1. Кристаллизация интересов. Участники конфликтов, для того чтобы придать большей убедительности свои доводам должны структурировать свои идеи, отбирая лучшее.
  2. Концентрация внимания и ресурсов. Конфликт становится мотивацией для мобилизации деятельности, которой в обычной ситуации достигнуть намного труднее.
  3. Вовлечение пассивных личностей, групп. Конфликт способствует пробуждению интереса к деятельности у менее активных персон.
  4. Повышение способности индивидуума как думать самостоятельно, проявлять лидерские качества, так и работать в коллективе.
  5. Психологическая разрядка скрытого стресса. Особенно эффектно это действует в женском коллективе, где эмоциональный микроклимат играет значительную роль.

1

Способы разрешения ↑

Социологи выделяют пять основных способов решения спорных ситуаций. Типология методов преодоления спорных ситуаций была разработана К.Томасом и включает в себя:

  1. Компромисс. Он состоит в том, что противодействующие стороны прекращают конфликт и путем частичных уступок приходят к прекращению спорной ситуации. Этот способ решения актуален в тех случаях, когда стороны склонны к диалогу, а также, если существует высокая вероятность негативных последствий при дальнейшей эскалации конфликта.
  2. Соперничество. Это противостояние двух сторон, которое завершается навязыванием сильнейшей стороны своего решения. Эта стратегия особенно актуальна в опасных и экстремальных ситуациях, когда нет достаточно времени для принятия другого решения.
  3. Сотрудничество. Это стратегия при которой противостоящие стороны прекращают конфронтацию и начинают взаимодействовать для решения общей проблемы. Она способствует сохранению сил сторон и достижению наилучших результатов для обеих сторон.
  4. Уход. Это избегание рассмотрения конфликтной ситуации для того чтобы выйти или оттянуть начало спора. Он может иметь временный характер (например, для накопления аргументов, ресурсов, сторонников и т.п.), так и привести к полному угасанию противоречия, например при потере актуальности предмета спора.
  5. Приспособление. Это уступка одной из сторон и ее полный и добровольный отказ от борьбы за свои интересы. К такому разрешению конфликта могут привести осознание собственной неправоты или отсутствия шансов на победу в споре, давление внешних факторов.

Выбор способа зависит от следующих факторов:

  • шансы и оценка сил сторон перед конфликтом;
  • уровня понесенного ущерба с начала противостояния;
  • наличие ресурсов и сторонников для поддержания своей позиции;
  • продолжительность ожидаемого конфликта;
  • наличие внешних факторов или третьих лиц, которые могут повлиять на исход спора.

Психологи разработали следующие рекомендации, которые способствуют разрешению конфликтов:

  • попытаться поставить себя на место оппонента и понять его мотивацию;
  • определить базовые интересы противоположной стороны и узнать, есть ли возможность хотя бы частично учесть ее позицию;
  • избегать нерациональных всплесков негативных эмоций;
  • искать взаимовыгодные варианты, на основе которых можно перейти к сотрудничеству.

Видео: Конфликты, их истинные причины и способы разрешения

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Подписывайтесь на обновления по E-Mail:

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!