патриотическое воспитание

Формы патриотического воспитания

Психологи утверждают, что в какой-то недавний и, к счастью, недолгий период нашей истории вдруг стало немодным любить свою Родину. Появились диссиденты, выросла плеяда предателей и «космополитов», воспевающих весь мир, кроме России.

Содержание

Пословицу «Нет пророка в своем отечестве» придумали тоже мы. Почему так случилось? Что делать, чтобы растущее поколение уважало и любило свою Родину?

Что значит ↑

Родину, как и маму с папой, не выбирают. Повезло ребенку родиться у умных, богатых, любящих родителей. Все получил малыш сполна: игрушки, любовь, материальные блага, образование. Есть за что быть благодарным, любить своих родных и заботиться о них в старости.

Не повезло младенцу. Папа его бросил, даже не увидев. Мама работает не понятно кем. Одежда из «second-hand», дома из еды только хлеб и никакого Интернета. А он ненакормленный, необласканный все равно очень-очень любит свою мамочку и ни на кого ее не променяет. Парадоксально, но по сути верно.

Родина – это та же семье, та же мать, только масштабы побольше. Легко ее любить благополучную и богатую. Настоящий патриотизм – это всепрощающая бескорыстная любовь.

Горести и проблемы, беды и победы не влияют на ее силу. Просто придется не пировать на заслугах прежних поколений, а потрудиться самому для благополучного будущего.

Вот и получается, что патриотическое воспитание – это всего лишь обучение быть честным и порядочным человеком не только с близкими, а всегда. В Федеральном Законе записано, что это специальная работа организаций и общества по формированию патриотизма у граждан страны.

7a1209 Цели ↑

  1. Утвердить в сознании и в чувствах юных россиян уважение к культуре, традициям и истории России.
  2. Повысить престиж военной и государственной службы.
  3. Создать возможность и пробудить желания активно участвовать в решениях культурных, экономических, социальных, правовых и других проблем.
  4. Воспитать в духе уважения к законам государства, Конституции РФ и другим узаконенным нормам жизни.
  5. Побудить гордиться страной, почитать и уважить ее символы: Герб, Флаг, Гимн.
  6. Пробудить потребность служить Родине, защищая ее от внешних врагов.
  7. Освещать в СМИ события и явления общественной жизни с патриотической направленностью.
  8. Воспитать национальную, расовую и религиозную терпимость. Развивать дружбу между народами.

Методы и формы ↑

Методы и формы Ответственные

1

Экскурсии, прогулки по местам боев ВОВ, к памятникам, местам боевой славы, монументам. Родители, педагоги

2

Рассказы о победах, подвигах, истории родного города, воспоминания о рассказах очевидцев. Родственники, приглашенные очевидцы

3

Обращать внимание на труд людей, изменяющих облик города, участие в субботниках Воспитатели, педагоги, родители

4

Просмотр тематических фильмов, слайдов Воспитатели, педагоги

5

Изучение родной природы Родители, педагоги

6

Знакомство с русскими народными сказками, пословицами, играми и песнями Родители, педагоги

7

Изучение народного творчества, рукоделье, вышивка, вязяние, плетение. Родственники, педагоги

8

Знакомство с наследием классиков русской литературы, музыки и живописи. Педагоги

9

Участие в благотворительных мероприятиях, общественных мероприятиях. Родители

10

Участие в обрядовых праздниках Родители

11

Участие в экологических мероприятиях Педагоги

12

Организация контакта с героями России, знаменитыми людьми родных мест, беседы с ними, помощь. Педагоги

13

Стимулирование творчества, направленного на прославление родных традиций, истории, написание сочинений, поделок и рисунков. педагоги

Патриотическое воспитание ↑

В школе

После семьи школа является самым авторитетным источником знаний и примером поведения в социуме. Очень многое зависит от преподавателей, а особенно от учителя начальных классов.

В сознании младших школьников еще не сложилось понятия страны, как большой семьи. Рамки его восприятия мира только-только вышли из семейных стен и расширились до стен школьных.

Задача учителя в начальной школе постараться познакомить ребенка с окружающим миром, преподнести ему информацию так, чтобы в формирующейся душе появилась любовь к родному городу, поселку, краю, стране.

Для расширения пространства можно использовать каждый классный час, посвящая его то посещению краеведческого музея, то походу в лес, то уборке соседнего сквера. Все это моменты оценки, изучения и понимания окружающего мира.

Мальчишка, который своими руками сделал скворечник и каждый день зимой сыпет крошки в кормушку, никогда не возьмет в руки рогатку. Девочка, которая сшила на уроке труда фартук, чтобы подарить старенькой соседке, никогда, будучи взрослой, не отберет у нее пенсию.

Невозможно любя Родину в целом, не любить ее крупицы. Большая любовь рождается с любви к отдельным составляющим этого большого. i7698970_6-720x479

В библиотеке

Почему-то по старинке библиотеку считают самым главным источником информации, хотя на сегодняшний день его в разы переплюнул Интернет. Условно, Интернет – это огромная бесконечная библиотека, в которой есть все книги, вся информация и самый быстрый каталог.

Эта неконтролируемая взрослыми территория давно освоена подростками. Но, если вспомнить детство старших поколений, то в библиотеки они ходили с родителями тоже только первые полгода. Потом ребенок бегал туда один и выбирал Ги де Мопассана вместо Успенского и Пришвина.

Хорошо, если за столиком с карточками сидела неравнодушная работница. Она подбирала книги по интересующей теме, советовала и направляла пытливый любопытный носик к «правильным» стеллажам.

Любовь к Родине рождалась с прочтением «Тимур и его команда», «Золотой луг» и «Петр первый». Интересные, захватывающие произведения читались на одном дыхании под одеялом с фонариком, в ущерб урокам. Именно из этих книг ребенок получал гражданское воспитание.

Из «Евгения Онегина», «Золушки» и «Приключений Незнайки» можно было получить такое нравственное воспитание, какое не давали годы нотаций и нравоучительных разговоров.

Это хорошо, что сейчас любую книгу можно скачать во всемирной паутине. Плохо, что пропал ажиотаж к чтению книг. Огромный объем доступной информации стал палкой о двух концах. Но есть выход из этой ситуации.

Представьте котенка, выброшенного в море. По всему горизонту только вода, ни островка, ни маяка. Это наши дети в море информации в Интернете. Наша задача научить малыша плавать и показать фарватер к нужным берегам. Главное, не упустить момента, когда он еще слушается и верит нам.

В детском саду 19291

Воспитательница подбирает книжки для дошкольников с добрыми сюжетами, героическими поступками. На примере героев сказок и рассказов дети учатся патриотизму, еще не понимая этого. Они просто пытаются подражать полюбившимся персонажам: Герде, Дюймовочке, Мальчишу-Кибальчишу и т.п.

У детей в раннем возрасте формируется любовь к природе родного края, если им на прогулке рассказывают о цветах и травах, если на детской площадке установлена кормушка для птиц.

В ДОУ закладывается понятие дружбы, заботы о ближнем, справедливости и патриотизме. На утренниках, посвященных Дню защитников Отечества, малыши поздравляют воинов, разыгрывают сценки.

Понятие чести, справедливости и порядочности закладывается в этом самом раннем возрасте. Большая ответственность лежит на воспитателях.

Даже просто репетиции, а потом выступления малышей с русскими народными танцами в национальных костюмах на долго останутся в их памяти, как причастность к национальной культуре.

В семье

Человек рождается с темпераментом и почти что с характером, но правил жизни он не знает. Там в утробе матери ему никто не рассказал, что хорошо, что плохо. Вся информация выливается на нового члена общества вместе с его рождением.

Ошибается тот, кто считает, что воспитание начинается с того момента, когда ребенок начинает понимать человеческую речь. Котят и щенков их мамы учат жить, не прибегая к вербальному общению вообще.

Ребенок учится, копируя поведение взрослых. Если мама говорит о любви к животным, а сама тут же вышвыривает приблудного котенка на мороз, сын не поверит словам. Он повторит поведение.

Мальчишка никогда не поймет актуальность военной службы, если старший брат любыми способами «косит» от армии.

kids-looking-at-art-low-res

В музее

Любой краеведческий музей – это центр направленного патриотического воспитания человека. Но кто из нас ходил туда просто так из любопытства? Это добровольно-принудительное мероприятие всегда было кем-то организовано.

Однако, после одного из посещений музея экскурсанты с облегчением выплескивались на свободу, ничего не запомнив из нудной лекции. А после другого не хотели выходить и все спрашивали и спрашивали о чем-то экскурсовода.

Интерес молодежи к подобным мероприятиям скомпрометирован неинтересными лекциями. Если отработать программы выступления гидов, как отрабатывается любой эстрадный концерт, если назначать вести эти мероприятия талантливых людей, чувствующих толпу, отбою бы не было в наших музеях от посетителей.

Игры и литература ↑

Мы уже определили значение литературы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. После примера родителей и воспитателей литература играет главенствующую роль в этом деле.

Кроме литературы на первые места сейчас упорно выбивается телевидение. Вспомните или поверьте, что когда-то тысячи ребятишек захотели стать разведчиками после первого же проката сериала «Семнадцать мгновений весны».

Хотелось бы лицезреть такие фильмы сейчас. Не убийства, смакование изощренного насилия, а хорошие произведения о наших талантливых современниках.

Самая усвояемая наука та, которая подается в форме игры. Посмотрите, во что играют ваши дети. В «робота», «палача» или в «строителей»? Пока они маленькие, вы еще можете спуститься к ним на ковер и предложить свои игры.

Сегодня многие старшие школьники, студенты и просто молодежь играют в военные баталии в лесу или на специальных полигонах с почти настоящим оружием. Они стреляют красками или шариками, развивая навыки защитников, воинов. В современном мире эти игры могут пригодиться, к сожалению.

Видео: Пример на практике