Принципы и закономерности процесса воспитания

В статье рассматриваются принципы воспитания детей дошкольного возраста. Описываются современные тенденции воспитательного процесса относительно старосветского режима. Предлагаются рекомендации по успешному воспитанию детей, ориентированные на взрослении целостной, самостоятельной личности.

Содержание

Личность человека закладывается с раннего детства в процессе первичной социализации (то есть до 6 лет). Чтобы ребенок был всесторонне развит и адаптирован к условиям современной жизни, педагоги и психологи советуют родителям ознакомиться с принципами воспитания, закладывающими фундамент развития гармоничной целостной личности во взрослой и самостоятельной жизни.

Роль в педагогическом процессе ↑

Принципы воспитания – это система требований (главные ориентиры, исходные установки) к деятельности обучения, выполнение которых обеспечивает результативность педагогического процесса.

Главная проблема педагогики – сложность в реализации воспитательного воздействия. Системы воспитания требуют единовременного исполнения. И педагогам, и родителям важно знать, что соблюдение принципов по выборочной схеме, снижают результативность воспитательного процесса.

Обучение детей дошкольного возраста должно включать в себя не только специфические направления по развитию, как духовного, так и материального мира ребенка, которые тесно взаимодействуют с основными принципами воспитания.

Сущность, классификация и характеристика ↑

Основные принципы воспитания в педагогике представлены, как результат современных исследований о целостном развитии личности. hard child2

Ученые в качестве таких категорий выделяют следующее:

  1. Главенствующая роль родителя . Именно личный пример родителей является одним из самых эффективных форм воздействий на ребенка. В семье ребенок видит паттерны поведения родителей, которые он переносит на окружающий его мир. Например, если мать заядлая курильщица, то объяснить ребенку, что «никотин – это вред» будет практически невозможно.
  2. Законы целостности и единства . Психологи утверждают, что только многостороннее воздействие на ребенка через призму разнообразных методов и воспитательных средств способно дать результат. Например, в воспитании ребенка родитель не только должен использовать метод убеждения, но и активно использовать такие формы воспитания, как поощрение, разъяснение.
  3. Принцип организации деятельности детей младшей возрастной группы. Педагог или родитель должен поощрять активность ребенка, а не сковывать ее. Методические принципы, основывающиеся на деспотизме, не эффективны. Если в ходе игры ребенок разрисовал стену, ему необходимо в спокойной форме разъяснить, почему так делать нельзя и предложить альтернативные пути.
  4. Гуманизм в воспитании . Вопреки советскому убеждению «лучше не хвалить, а то зазнается» в ходе педагогического процесса не стоит пренебрегать хвальбой ребенка. Данный принцип предполагает опору на те положительные качества, которые есть в человеке. Современные родители должны выявить положительные качества своего ребенка и культивировать их в жизнь посредством словесного поощрения.
  5. Опора и поддержка коллектива . Сложно переоценить роль коллектива, в котором находится ребенок. Данный принцип требует от педагога умение разбираться в психологическом климате группы. Ребенок, в свою очередь, учиться общаться с людьми с позиции равного себе.
  6. Самовоспитание как критерий гармоничного развития . Самовоспитание представляет собой полностью самостоятельную деятельность. В основе данного принципа лежат основы саморегулиции, самоанализа и самоконтроля. От того, насколько ребенок способен к данным навыкам, зависит его самооценка и самовосприятия себя во взрослой жизни.
  7. Принцип культуросообразности . Воспитание должно, в первую очередь, подготовить ребенка к реалиям жизни. Для достижения этой цели воспитательный процесс должен быть основан на общечеловеческих ценностях того общества, в котором ребенок живет. Тем не менее, ребенок должен терпимо относиться и чужой, инородной ему культуре, проявляя толерантность.

Принципы воспитания ↑

Дошкольное воспитание детей обязательно должно включать в себя различные направления:

  1. Общечеловеческие закономерности и ценности , необходимые для того воспитания толерантности, коммуникабельности и открытости человека.
  2. Закономерности современного воспитания . Если раньше данный процесс строился по принципу «кнут без пряника», то в наше время ситуация кардинально изменилась. Современная педагогическая школа придерживается принципа взаимоуважения между маленьким ребенком и взрослым. Уважительное отношение не допускает различных видов унижения или насилия.

1353189786_10768554054e1cea084cc2c

Основная задача родителя или педагогу – предоставить ребенку свободу, необходимую для того, чтобы раскрыть все его способности и задатки. При этом речь идет не о бесконтрольной или хаотичной свободе. Контроль родителя должен заключаться, в первую очередь, в помощи ребенку в принятии правильных решений.

Существует несколько видов воспитания дошкольников, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • физические;
  • семейные;
  • социальные;
  • гигиенические;
  • духовно-нравственные;
  • трудовые;
  • экологические;
  • гуманистические;
  • музыкальные принципы.

Физического

Данные принципы представляют собой неотъемлемую и наиболее важную часть воспитательной системы. Физическое воспитание формирует у дошкольников качества, которые необходимы для успешной трудовой и умственной жизни в дальнейшем.

Главная задача данного принципа – укрепление здоровья ребенка и предупреждение различных недугов и болезней.

Семейного

Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, наиболее значимую для маленького ребенка. Задача семьи – создание условий для гармоничного развития дошкольника.

Для данной цели должны быть реализованы следующие критерии:

  • участие ребенка в жизнедеятельности семьи в роли полноценного и равноправного участника;
  • открытые и доверительные отношения как между ребенком и взрослым;
  • отсутствие конкуренции между родителями за внимание ребенка;
  • оказание поддержки ребенку со стороны взрослых.

Социального

Главный критерий – подготовка ребенка к жизни в коллективе. Развитие навыков эффективного взаимодействия окружающих, коллективизма и социальной сплоченности.

Главной задачей родителей является формирование у ребенка навыка коммуникации не только с членами семьи, но и с окружающим его миром.

Eda001_image

Гигиенического

Одной из главных задач педагога является информирование индивида о правилах гигиены. Ее актуальность определена как потребностью поддержания здоровья, так и отражением возможных проблем, связанных с недостатком информирования детей о возможных последствиях (например, что будет, если не мыть руки перед едой или недостаточно хорошо чистить зубы).

Гуманистического и экологического

Принцип гуманизма предполагает отношение педагога и родителей к ребенку как самостоятельной личности. Задачи педагога – сформировать у ребенка чувство ответственности за свои поступки и действия.

Данный принцип ответственен за усвоение позитивных правил, норм и ценностей, принятых в обществе.

Цель воспитания детей дошкольного возраста – формирование ответственности не только за себя, но и за окружающую его природу. В задачи педагога входит культивация этического отношения к живому миру (бережное отношение к природе, ее ресурсам).

Духовно-нравственного

Главная цель духовно-нравственного воспитания – содействие в развитии ребенка уважительного отношения не только к своим потребностям, но и нуждам окружающих.

Задачи педагога должны заключать в следующих действиях:

  • в приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям и самоуправлению своим поведением;
  • в формировании у дошкольника знаний об окружающем его мире и месте ребенка в этом мире.

Музыкального

Процесс музыкального воспитания успешно формирует нравственный облик ребенка. Педагогу рекомендуется проводить коллективное занятие музыкой (танцы под музыку, хоровое пение и пр.), что успешно воздействует не только на формирование эстетических идеалов ребенка, на и ведет к сплочению коллектива детей. 154413354-Children-playing-music

Трудового

Задача, как родителей, так и педагога – формирование у ребенка положительного отношения к трудовой деятельности.

Существуют два правила, соблюдение которых способствует формированию данного навыка:

  1. «Не делайте за ребенка то, что он способен самостоятельно выполнить» . Собрать разбросанные игрушки, одеться на прогулку, выкинуть обертку от конфет в мусорное ведро – все вышеперечисленные действия по силу ребенку дошкольного возраста.
  2. «Поощряйте трудовую деятельность» . Например, если ребенок проявил желание помочь по хозяйству (помыть чашки, протереть пыль), необходимо дать ему реализовать свою потребность.

Тема воспитания детей младшего возраста глубже, чем может показаться на первый взгляд. Великий педагог М.Монтессори придерживалась принципа бережного отношения к душевному миру каждого ребенка.

Воспитание детей должно основываться с учетом целого комплекса характеристик – темперамента ребенка, характера, наклонностей и даже стилем жизни.

Видео: Мнение эксперта