Этапы работы с одаренными детьми

Детская одаренность — это закономерности возрастного развития. Каждый период детства имеет некоторые предпосылки развития способностей. Поэтому план работы с одаренными детьми должен учитывать, что даже самые благоприятные условия для развития ребенка могут способствовать исчезновению признаков одаренности.

Содержание

Цели и задачи ↑

podgotovka-k-shkole Цель — создание специфических условий для развития ребенка, способствующих повышению качества обучения, расширению возможностей развития индивидуальных способностей, улучшению условий социальной адаптации, гармонизации отношений в системах «педагог – одаренный ребенок», «одаренный ребенок – ребенок», «одаренный ребенок – родитель».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • выявление одаренности еще на уровне доу;
  • развитие личности одаренного ребенка;
  • развитие учебной деятельности;
  • развитие «Я-концепции»;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных и рефлексивных умений.

Виды одаренности ↑ Cost of education

Основная классификация учитывает характер деятельности и предполагает выделение следующих видов детской одаренности:

  • в практической деятельности . В этом виде отмечают ремесленные, организационные и спортивные способности;
  • в познавательной деятельности . Интеллектуальную одаренность соотносят с предметным содержанием деятельности, например, одаренность в сфере интеллектуальных игр;
  • в художественно-эстетической деятельности : хореографическое и сценическое мастерство, литературно-поэтический, изобразительный и музыкальный талант;
  • в коммуникативной деятельности представлены лидерская и аттрактивная одаренность;
  • в духовно-ценностной деятельности. Особый вид одаренности. Он предполагает создание новых духовных ценностей и служение людям.

Специфическая система разделения одаренности по видам представлена тремя основными сферами, в которых проявляются способности детей: distinguished student

  1. Академическая . Она связана с успеваемостью ребенка. Одаренность позволяет учиться с легкостью, что приводит к успехам в дальнейшем освоении профессии и трудовой деятельности;
  2. Интеллектуальная . Этот вид связан с особенностями мышления и предполагает умение мыслить, анализировать и систематизировать информацию;
  3. Творческая одаренность . Включает не только способности к изобразительному или музыкальному искусству. К этому виду относя, в первую очередь, умение креативно мыслить, наполнять жизнь эмоциями и формировать нестандартное восприятие мира.

Стратегия ↑

1 этап. Выявление даровитых детей

Этап предполагает проведение следующих мероприятий: KMO_085447_04359_1_t208

  • анализ особенных успехов и достижений ребенка в учебной деятельности;
  • создание базы данных одаренных детей;
  • психологическую диагностику актуальных и потенциальных способностей детей;
  • обеспечение преемственности между дошкольными и начальными образовательными системами посредством создания единой системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

2 этап. Создание условий для развития способностей

На этом этапе проводятся меры, предполагающие помощь и стимулирование в вопросе одаренности:

  • создание для ребенка ситуаций успеха и уверенности на основе индивидуального обучения и воспитания;
  • включение в учебный план школы факультативных занятий, предполагающих углубленное изучение школьных предметов;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательских мероприятий;

9ef99626bc2

  • организация и активное участие в интеллектуальных играх, тематических конкурсах, олимпиадах по предметам школьной программы, научно-практических конференциях;
  • публикации в СМИ;
  • оформление стендов, например, «Лучшие учащиеся школы»;
  • система поддержки одаренных детей на уровне муниципалитета;
  • работа с педагогами и родителями.

3 этап. Контроль развития познавательной деятельности

Предполагается тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, а также отслеживание обязательного участия одаренных детей в конкурсах разного уровня.

Формы работы ↑

Deti Работа с одаренными детьми ведется по нескольким формам, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка:

  • занятия в группах;
  • кружки по предметам и интересам;
  • тематические конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

План работы с одаренными детьми ↑

План работы с одаренными детьми в школе предполагает разработку и активное внедрение в учебный процесс программ, способствующих выявлению и развитию интеллектуального потенциала. Задача учителя – максимально использовать инновационные технологии на уроках.

По русскому языку и литературе photo_452

Основа обучения – выявление проблемы. Ориентируясь на выбранную тематику, работу строят по следующей схеме:

  • в начальной школе дети знакомятся с понятием «язык», изучают словесные единицы;
  • постепенно задания усложняются. Во 2 классе в программу включают схемы, на уроках литературы предлагают задания, в которых ученики сравнивают свои черты характера с характерами персонажей;
  • 3 класс знаменуется введением в программу ролевых игр. Учителя могут предоставить возможность выбора: отвечать письменно или устно;
  • дальнейшая работа по развитию способностей представляет собой стимулирование к самостоятельной творческой деятельности.

По математике

Упор делается на участие одаренных учеников в математических олимпиадах: 10+-School-Boards-with-Kids-10-780x506

  • выявив одаренных детей, учителя проводят работу в классах по уровням — отстающие получают более простые задания, одаренным детям необходимы креативные математические задачи с возможностью подойти к решению неординарно;
  • проведение конкурсов и состязаний между командами или классами;
  • при составлении плана на год ориентируются на даты, к которым можно приурочить мероприятие, например, день рождения известного математика.

По физической культуре

Задача учителя — дать максимальную физическую нагрузку одаренному ребенку для улучшения его спортивных достижений:

  • нагрузка определяется возрастными особенностями и уровнем физической подготовки ребенка;
  • спортивные мероприятия проводятся в соответствии со временем года;
  • активно привлекаются родители, например, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».

082219 По физике и химии

Для одаренных детей по этим предметам предполагается решение задач повышенной сложности:

  • изучение литературы, отражающей новейшие открытия в области физики и химии;
  • проведение внутришкольных и междушкольных мероприятий по предметам;
  • включение в уроки возможностей проведения экспериментов с интересными материалами и наглядными результатами.

По географии и биологии

Эта область знаний предполагает работу с одаренными детьми в форме научно-исследовательских конференций: 63016908

  • уже в детском саду выявляются способности ребенка к исследованию окружающего мира;
  • привитие детям самостоятельного исследовательского интереса посредствам проведения уроков вне школы, т.е. включение экскурсионных программ;
  • проведение географических состязаний и конкурсов по биологии.

По истории и обществознанию

Основное направление программы по этим предметам – творческие проекты, презентации и тематические доклады со стороны одаренных детей:

  • в начале учебного года определяют тематику работы;
  • в течение учебного года раз в четверть проводят одно из запланированных мероприятий;
  • проведение уроков-дискуссий;
  • обмен мнениями об исторической литературе.

26012 По музыке и изобразительному искусству

Выделенная сфера предполагает, что одаренные дети посещают дополнительные занятия:

  • план работы строится на распределении в течение учебного года конкурсов рисунков, приуроченных к памятным датам и событиям;
  • конкурсы музыкального исполнения и участие одаренных детей в тематических праздниках;
  • дети-музыканты и дети-художники активно участвуют в жизни школы.

В работе с одаренными детьми важен личностно-ориентированный подход. В исключительных случаях составляют индивидуальный план обучения.

Видео: Работа с талантливыми дошкольниками