Методы трудового воспитания в семье, в школе

Как часто сегодня взрослые люди живут за счет накоплений своих трудолюбивых, знаменитых предков. Этих еще можно как-то понять и простить. Другое дело, когда сорокалетний алкоголик отбирает пенсию у своей престарелой матери.

Содержание

Почему, какие перегибы в воспитании были допущены этой несчастной женщиной? Как надо воспитывать ребенка, чтобы он, повзрослев, стал полноценным членом общества и с благодарностью дарил маме розы на 8 марта.

Трудовое воспитание: цели и задачи ↑

Еще в годы Советской власти В.И.Лениным была сформулирована формула благополучного общества: от каждого по способностям, каждому по труду. И главной задачей новой власти было воспитание нового сознательного поколения, подростков, для которых труд, созидание стало бы жизненной необходимостью.

Существует несколько положительных мотивов, подвигающих человека трудиться:

  1. Созерцание результата, гордость за себя.
  2. Материальные вознаграждения за труд.
  3. Понимание общественной значимости своего труда, самоопределение себя членом коллектива.
  4. Физическая необходимость в труде, созидании.

Сегодня ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) регламентируют программы воспитания (трудового в том числе) подрастающего поколения.

В семье

Все начинается в семье. Появляется ребенок и сразу же определяется его статус в первичной ячейке общества. Вот два возможных развития взаимоотношений.

Правильно

Каждый член семьи вкладывал посильную лепту в дела. Маленький полуторагодовалый ребенок тоже должен трудиться. 86531141-676x450

Ему не объяснишь, что одежда и игрушки должны быть собраны и разложены по местам. Сделайте это сначала игрой, а потом просто ритуалом, таким же, как умывание или хождение на горшок. Этот труд в семье и потом в условиях ДОУ станет незаметным и необходимым, как дыхание или еда.

Какой труд самый тяжелый? Работа шахтера, укладка асфальта или шпал? Нет! самый тяжелый, непосильный труд – насильственный. Те действия, к которым постоянно принуждают человека или к которым принуждает он себя сам, становятся самыми нежелательными, вызывающие гнетущую усталость и раздражение.

Труд в радость, как физическая и моральная потребность – вот о чем писал вождь октябрьской революции. Только такой подход убережет от депрессии, сделает общество счастливым и благополучным.

Потом человек поймет, что трудиться иногда не хочется, но надо. Стимулом, побуждающим к нежелательным действиям, может стать прогнозируемый конечный результат и расплата за него. За хорошо сделанное домашнее задание – «пятерка» в дневнике. За собранную макулатуру – интересная игрушка. За связанную салфетку – мамина счастливая улыбка. За честный труд – зарплата.

Это правильное воспитание детей дошкольного возраста сделает его самого счастливым и принесет радость близким.

Неправильно

К сожалению, очень часто в семьях не воспринимают ребенка, как равноправного члена коллектива. Позиция «сейчас мы о нем печемся, а потом он будет о нас заботиться» не срабатывает.

Не приученный трудиться вместе со всеми, он даже не почувствует потом потребности делать что-то для кого-то.

Невозможно упрекать человека, который не знает о том, что бывает по-другому. С его рождения все делали за него и для него. Так правильно и так должно быть всегда!

Психология не перевернется в один миг. Тунеядец останется тунеядцем. Глупо упрекать выросший в пустыне кактус за то, что он вырос кактусом, а не лилией.

В школе

Чем дольше живет человек, тем больше на него наваливается обязательств, дел, которые надо выполнять. И далеко не всегда они сопровождаются желанием. 1354790641_p3_26

Трудно представить себе школу без принудительных обязательных мероприятий. В начальной школе иногда даже просто учеба воспринимается ребенком, как насильственный труд.

Мероприятия

У учителей есть прекрасная поговорка: воспитание детей начинается с воспитания их родителей.

Понимая, что воспитать взрослого индивида практически невозможно, мудрый классный руководитель проводит родительское собрание, на котором ненавязчиво советует мамам и папам правильные поступки, описывая их последствия, как мы в нашей статье чуть выше.

Еще один мотив, указанный Лениным, является общественный труд, деятельность вместе с толпой. Человек социален. Ему, не смотря на потребность в личной свободе, с такой же силой необходимо признание в обществе себе подобных.

Подсознание диктует поведение безопасности – быть «в стае», быть, как все. И вот вся «стая» делает скворечники или убирает школьный двор. Здесь уже проявляется чувство солидарности, игры в соперничество.

А если еще умный воспитатель проведет предварительную беседу на уроке биологии на тему «как помочь птицам», настроит учеников, то их труд превратиться в интересное занятие, направленное на получение «оплаты» в виде счастливых скворцов или чистого красивого газона.

Классный час

Как раз для того, чтобы правильно настроить ребятишек, в современной школе придумали классный час. Подбирая темы для общего разговора, учитель должен акцентировать внимание детей на трудовых подвигах их предков и современников.

Старшеклассникам будет интересно познакомиться с каким-либо производством. Возможно, кто-то из них найдет там свое призвание. Можно провести классный час, пригласив родителей-строителей, чтобы те рассказали, чем они занимаются.

Виды и средства труда ↑

Для детей дошкольников

В семье нужно создать такие условия, которые побуждали бы малыша участвовать в общем семейном деле: готовка обеда, уборка квартиры или постройка скворечника. Ребенок воспринимает эти действия, как игру. Ему интересно, поэтому он счастлив. 2600

К двум-трем годам в его сознании уже четко сформируются причинно-следственные цепочки. Он помнит, что вот этот кривоватый пирожок слепил он сам, а теперь с гордостью кормит им всю семью. Вот он, еще один мотив.

К действию-игре прибавилась гордость за результат и понимание общественной значимости своего труда.

Постепенно можно доверить (не заставить!) ребенку кормить кота или попугайчика, поливать цветы. Труд, воспринимаемый, как доверие, как награда, никогда не бывает в тягость.

Для младших и старших школьников

В неблагополучных семьях школьники не понаслышке знают, что такое работа за деньги. Бывает грустно видеть, как десятилетний мальчик моет чью-то машину.

Но, с другой стороны, эта машина может быть их семейным транспортом, а мытье – трудовым воспитанием. И драит он грязный бампер с большим удовольствием: вдруг дадут порулить.

Во многих населенных пунктах сейчас организованы детские трудовые летние лагеря. В них дети, работая по 4 часа в день, под руководством опытного педагога сажают цветы в скверах, убираются возле памятников, собирают мусор в лесу. В некоторых из них занимаются профессиональной ориентацией ребенка. На заработанные деньги девочка купит себе брюки, которые будут ей дороже всех одежд на свете.

Подводим итоги

Что значит ТРУД, РАБОТА? Разве поглощая пищу или складывая конструктор, мы не делаем какие-то усилия? Считается ли трудом деятельность, за которую получаешь награду, будь то мамин поцелуй, мешок денег или радостное чириканье скворцов в новом скворечнике?

Так, может быть, прав дедушка Ленин, и мы станем счастливыми, когда труд будет потребностью, приносящей радость. Может быть, так и надо воспитывать будущее поколение.

Видео: Консультация для родителей