Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.
- Понятие в психологии
- Источники формирования
- Виды самооценки
- Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя
Понятие в психологии ↑
Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.
Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.
Через самооценку индивид имеет возможность:
- реализовать функцию собственной защиты;
- осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
- проникнуться чувством уважения к себе;
- прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.
Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.
Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).
Источники формирования ↑
Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).
Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.
Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.
Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:
- Образ себя . Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
- Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
- Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
- Оценка успешности собственных результатов . Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
- Сравнение со значимыми окружающими . Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.
Как стать хорошей женой и мамой? Читай в статье .
Виды самооценки ↑
В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:
- близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
- величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
- устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
- широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.
Адекватная/неадекватная
Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.
Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.
Показателями адекватности самооценки служит:
- постановка целей, которые обязательно достигаются;
- реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.
Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.
Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:
- переоценка собственных сил;
- чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
- игнорирование неудачных действий и результатов;
- необоснованные претензии и высокомерие;
- безоговорочная правота и безгрешность.
Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:
- отсутствие веры в свои силы;
- робость во всем;
- нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.
Высокая/средняя/низкая
Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:
- Высокая . Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
- Средняя . Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
- Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.
На чем базируется повышение самооценки у женщины? Читай здесь .
Как повысить самооценку и уверенность в себе? Ответы здесь .
Стабильная/плавающая
Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:
- Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
- Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.
Общая/частная/конкретно-ситуативная
- Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
- Частная . Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.
- Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.
Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя ↑
Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.
Основные условия:
- взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
- доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
- требовательность в разумных и оптимальных пределах;
- любовь как безусловное и внеоценочное чувство.
Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.
Видео: Самооценка