как избежать конфликта

Эффективные способы избежать конфликтов в различной среде

В статье приводятся общие рекомендации, как избежать конфликта. Рассмотрены основные особенности по недопущению конфликтных ситуаций в различных сферах: на работе, в семье, на улице. Даются рекомендации по противостоянию провокации конфликта.

Содержание

Психология и причины ↑

В психологической науке рассмотрение специфики конфликтных явлений и процессов сориентировано на конструктивный подход. Это не означает, что конфликт не воспринимается как проблема. Скорее, ему просто дается особая характеристика как специфической деятельности в ходе взаимодействия индивидов, когда их разделяют противоречия и разница в интересах, целях, мотивах и намерениях.

Личностные причины и предпосылки конфликта могут быть сгруппированы по таким показателям:

  1. Базовые поведенческие характеристики – какое именно поведение доминирует с точки зрения психологических проявлений человека. Здесь и общие цели человека, его потребности, также – мотивирующие составляющие (что важно для человека, на что направляет свое особое внимание),
  2. Характерологические особенности и типология личности . Люди могут отличаться в сторону большей или меньшей личностной конфликтности в зависимости от психологических свойств. К ним можно отнести индивидуальные психологические и психофизиологические показатели людей, которые проявляются в самооценке, особенностях темперамента, в способе реагирования на действия и слова других.
  3. Необъективное оценивание и восприятие окружающей человека действительности. Занижение или завышение оценки личностных качеств окружающих или своих собственных может порождать многочисленные недоразумения, противоречия и сложности общения.
  4. Поведенческий стиль . В результате социализации, человек приобретает собственную манеру поведения, которая отображает привычки человека, его культурный уровень, особенности коммуникации с другими, эмоциональную нагрузку во время процесса коммуникации.
  5. Этические приоритеты и ценности. Одним из основных регуляторов людского общения являются нормы этики, в которых на практике отображаются подходы человека к добру и злу, справедливости и предвзятости, правильности или пагубности поступков. При общении с другими, каждый индивид осознанно или стихийно опирается на эти представления и чувствителен к их нарушениям.

Как избежать конфликта ↑

Недопущение или предотвращение конфликта – особый вид деятельности, включающий в себя комплексное воздействие на коммуникативную ситуацию.

Характер подобной деятельности довольно разнонаправленный – начиная с общей работы в коллективе по поводу адекватного взаимодействия и организации деятельности, заканчивая индивидуальной работы каждого над собой.

На работе

Основываться нужно на функциональных обязанностях персонала:

  • где существует пересечение функций;
  • где они вступают в противоречия, дублируются или, наоборот, вовсе не охвачены организационными действиями.

kolegy-stres Разрабатываются или анализируются уже имеющиеся в наличии общие правила поведения сотрудников на рабочем месте:

  • учитывают ли эти правила скрытые острые углы общения или же возможные разногласия;
  • соблюдаются ли на практике или существуют лишь в теории.

С коллегами

С ними конфликты иногда возникают из ничего. В группе коллег общение с некоторыми окружающими может просто вызывать дискомфорт в силу самых разнообразных причин.

Важно отыскать удачную (оптимальную) линию поведения. Здесь необходимо разграничивать ситуации, когда общения с конфронтацией просто не избежать, со случаями, где усугубление ситуации нежелательно.

Вот те рекомендации, которые подскажут конструктивную линию поведения:

  • разграничения : значительные отрицательные эмоции и продуктивные отношения с коллегами всегда не совпадают, их нужно контролировать и разъединять;
  • формализация : раздражающий окружающих сотрудник будет более адекватно восприниматься, если взаимодействие с ним будет формальное – с четкими правилами и алгоритмами;
  • участие третьей стороны : если к урегулированию разногласий привлекается руководитель, необходима объективность в оценке ситуации и аргументы в поддержку той или иной позиции по налаживанию конструктивного взаимодействия;
  • ошибки : их допускает любой человек, потому возникает дилемма, нужно ли ошибки признавать или следует уйти в глухую защиту – в случае конфликта просто необходимо осознать собственную неправоту, ведь это право сильного и основа недопущения противоборств различного порядка;
  • с друзьями на работе нужно быть внимательными : иногда ничего так не портит дружбу, как совместная деятельность – разница в оплате, неравномерное распределение в поручениях, ресурсы и их раздача;
  • «затяжной прыжок» : если возникает малейшее напряжение в коммуникации с коллегами, не следует тянуть с реакцией – важно вовремя осуществить попытку все разъяснить, исправить и наладить.

С начальником

Памятка по общению с руководителем для недопущения разногласий:

  • контроль голоса : повышенные тона недопустимы, лучше инициировать спокойное, всестороннее обсуждение возникших недоразумений; пререкаться также не следует – более конструктивно выслушать начальника, дождаться паузы и корректно изложить свой вариант;
  • свидетели и «третьи» лица : недоразумения не должны выясняться в присутствии других коллег – в противном случае авторитет будет снижаться у обоих оппонентов, будут возникать сплетни, злословия и кривотолки, а за ними – еще большие разлады;
  • общение – только по делу : не следует «мозолить» глаза начальству, бегать за разъяснением и согласованием каждой мелкой детали деятельности, круг обязанностей должен предполагать самостоятельность в принятии решений, некоторые затруднительные ситуации, где ответственность возлагается на руководителя, очерчиваются отдельно;
  • шеф – тоже человек : за названием должности всегда существует не просто штатная единица, а личность со своими характеристиками, слабостями и сильными сторонами – если это учитывается в ходе коммуникации, возникает меньше несогласованных позиций;
  • ценности организации – основа всего : если их не принять, как значимые для себя самого, обязательно будут возникать неурядицы, споры и разлады с руководством.

utsuz-evlilik_f7a88cd2-dc2f-442c-88d3-954f0feed8d9_3_720468B3-79B2-4026-904F-619025557508

В семье

Споры и разногласия с близкими людьми случаются нередко. Разница в подходах к ситуации, в оценках тех или иных событий, восприятии традиций и привычек неизменно влекут за собой ссоры, противостояния и стычки.

Что предпринять, чтобы избежать подобного? Несколько общих правил:

  1. Создание адекватных отношений . Особенности характера или темперамента члена семьи должны учитываться и терпимо восприниматься.
  2. Взаимные уступки . Чтобы что-то получить, нужно чем-то пожертвовать, необходимо уметь договариваться и идти навстречу оппоненту.
  3. Здесь и теперь . Прошлое нужно оставлять за пределами настоящего и не тянуть обиды за собой. Если же проблема возникает в данную минуту, и решать ее нужно именно сейчас, с учетом теперешних особенностей.

С родителями

Поведение родителей иногда является запускающим механизмом, при котором детям хочется проявить свою конфликтную сторону.

Несколько нюансов, учет которых уменьшит количество ссор:

  • раздражаться нерезультативно : ребенок должен сам для себя осознать, что его нервная реакция на замечания родителей приводит лишь к ухудшению отношений – гораздо продуктивнее спокойно выслушать старших и попробовать объяснить свою позицию, ее обоснованность;
  • «взвешивание» ситуации : ребенку следует задуматься, чего он хочет на самом деле – отстоять себя в любом случае или сохранить позитивность отношений с родителями, чего хотят родители – позитивных изменений или покушаются на личностную свободу; следствием такого анализа должно быть оптимальное конструктивное поведение по отношению к старшим;
  • творчество : иногда очень полезно попытаться взглянуть на ситуацию с другой, не традиционной стороны, ребенок может предложить, например, поменяться с родителями местами – подобные эксперименты создадут лучшие условия для взаимопонимания;
  • внимание : иногда для недопущения разладов с родителями нужно просто уделить им и их переживаниям больше внимания, порой достаточно просто подойти поближе и проявить заботу или улыбнуться;
  • посредник : для недопущения конфликта с родителями ребенок может воспользоваться помощью других родственников (старших братьев/сестер, бабушек/дедушек, тети/дяди) – они выступят связующим звеном между оппонентами, помогут интегрировать позиции спорщиков.

С мужем/женой

Супружеские конфликты специфичны. Их характеризует несовпадение, обусловленное полом супругов и ролевыми различиями в семье.

Чтобы избежать разладов, следует помнить:

  • ценность спутника как личности;
  • провокации – не лучший способ мирного сосуществования;
  • всегда следует договариваться о распределении обязанностей и ответственности в паре заранее;
  • проявлять снисходительность и понимание к слабостям партнера;
  • суверенитет и его границы должны не только осознаваться супругами, но и не нарушаться.

С детьми

Противоречие с родителями проявляется как конфликт поколений. Важно соблюдать относительную автономность каждого – как ребенка, так и родителя. Дети очень чувствительны: когда нарушено их личностное пространство – тогда предъявляются претензии к родителям.

roditelsko-junosheskie-konflikty_1

Упрямство, когда ребенок настаивает на своем (покупке игрушек, сладостей и т.п.), приводит к непослушанию и разладу между поколениями. Здесь важно не доводить до подобного и вовремя налаживать взаимоотношения.

Пара советов:

  1. Совместный досуг, когда интересно и детям, и родителям, помогает уменьшить возможные противостояния.
  2. Нельзя ограничивать свободу ребенка – совершая ошибки, он сможет многому научиться и не допускать их в будущем.

По поводу обиды: дети часто не понимают причину наказаний и запретов родителей и реагируют обидой как защитной формой поведения. Тут следует пояснить подобную позицию родителей адекватным ребенку языком и понятными ему примерами.

Также, с целью предотвращения разладов, нужно формировать у ребенка стойкое представление о надлежащем поведении, эталоне хорошего:

  1. Для недопущения конфликтов с младшим поколением эффективно запасаться терпением. Именно оно будет подчеркивать объективность родителей и обоснованность их позиции.
  2. Юмор – также незаменимый помощник. Если превращать напряжение в улыбку, до несогласия и спора вряд ли дойдет.
  3. Это же касается искренности, внимания и простоты человеческих отношений – формируя подобное при взаимодействии с детьми, родители максимально уменьшат упрямство, обиды и агрессию детей.

На улице

Уличные неурядицы и недоразумения чаще неожиданны и спонтанны. Чтобы к ним подготовиться, необходимо оценивать при взаимодействии с людьми:

  • их адекватность;
  • особенности пространства (открытое или закрытое; безлюдное или многолюдное);
  • особенности времени (темное, светлое время суток, утро, день или вечер);
  • специфику ситуации (причины неурядиц, кто виновник, какие интересы).

Как себя вести, если тебя провоцируют ↑

С людьми, которые пытаются спровоцировать на конфликтные действия можно также найти оптимальную линию поведения.

Если, например, в транспорте достоинство человека пытаются унизить, следует реагировать добродушно и спокойно, а внутренне – снисходительно. Чаще подобным занимаются неуверенные в себе люди, пытающиеся подобным образом (выводя человека из равновесия) компенсировать собственные внутренние проблемы.

Ситуации помогут вопросы спокойным тоном и уравновешенный тембр голоса. Цель – узнать, что же именно способствовало раздражению провокатора?

Вежливость – фундамент безопасности. На хамство не следует реагировать еще большей руганью. Грубость, желание доказать свою правоту вызовут лишь большее противостояние.

Выделим общее. Для того, чтобы избежать конфликтного взаимодействия, необходимо:

  • четко понимать закономерности зарождения конфликта и его предпосылки;
  • учитывать факторы, способствующие эскалации и усугублению конфликта;
  • обладать умением применять на практике способы недопущения и профилактики недоразумений в общении, несогласованности позиций людей.

Видео: Как избежать конфликтов