Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.
- Профориентация подростков: зачем нужна
- Факторы, влияющие на выбор профессии
- Методики
- Советы психолога
Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.
Профориентация подростков: зачем нужна ↑
Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:
- позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
- выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
- повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.
Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.
Факторы, влияющие на выбор профессии ↑
Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.
Социально–экономические
- весь спектр профессий;
- перспективное развитие той или иной профессии;
- социальная необходимость в определенной профессии;
- престиж профессии, статус, который она дает;
- материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.
Социальные
Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.
На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:
- материальные , выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
- социальные , когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
- моральные , связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
- мотивы престижности , когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
- профессиональные и познавательные , целью которых является глубокое освоение профессии;
- утилитарные , позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
- творческие , дающие волю фантазии и креативности;
- эстетические , учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.
Психологические
Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.
Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.
Психофизиологические особенности
- особенности темперамента;
- специфика нервной системы;
- общее состояние здоровья школьника.
Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.
Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.
Как стать женственной и уверенной в себе? Читай статью .
Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.
Методики ↑
Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.
ДДО. Автор Е.А. Климов
Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.
По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:
- «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
- «человек-техника» — технические специальности;
- «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
- «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
- «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.
«Карта интересов». А. Голомшток
Целью методики является определение структуры интересов подростка.
Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:
- физика и математика;
- химия и биология;
- радиотехника и электроника;
- механика и конструирование;
- география и геология;
- литература и искусство;
- история и политика;
- педагогика и медицина;
- предпринимательство и домоводство;
- спорт и военное дело.
«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн
Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:
- профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
- менеджмент – стремление управлять людьми;
- автономия – стремление к независимости в работе;
- стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
- служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
- вызов – находить уникальные решения сложных задач;
- интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
- предпринимательство – создавать новые услуги и товары.
Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.
Советы психолога ↑
- Родители должны дать ребенку право выбора . Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..
- Ребенку стоит прививать идеалы , к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
- Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.
Развод в период беременности: на чьей стороне закон? Ответы здесь .
Как вернуть любимую жену после развода? Читай далее .
- Если подросток пробует себя во многих сферах : различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
- Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.
Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.
Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.
Видео: Профессиональная ориентация