Психологи утверждают, что в какой-то недавний и, к счастью, недолгий период нашей истории вдруг стало немодным любить свою Родину. Появились диссиденты, выросла плеяда предателей и «космополитов», воспевающих весь мир, кроме России.
Пословицу «Нет пророка в своем отечестве» придумали тоже мы. Почему так случилось? Что делать, чтобы растущее поколение уважало и любило свою Родину?
Что значит ↑
Родину, как и маму с папой, не выбирают. Повезло ребенку родиться у умных, богатых, любящих родителей. Все получил малыш сполна: игрушки, любовь, материальные блага, образование. Есть за что быть благодарным, любить своих родных и заботиться о них в старости.
Не повезло младенцу. Папа его бросил, даже не увидев. Мама работает не понятно кем. Одежда из «second-hand», дома из еды только хлеб и никакого Интернета. А он ненакормленный, необласканный все равно очень-очень любит свою мамочку и ни на кого ее не променяет. Парадоксально, но по сути верно.
Родина – это та же семье, та же мать, только масштабы побольше. Легко ее любить благополучную и богатую. Настоящий патриотизм – это всепрощающая бескорыстная любовь.
Горести и проблемы, беды и победы не влияют на ее силу. Просто придется не пировать на заслугах прежних поколений, а потрудиться самому для благополучного будущего.
Вот и получается, что патриотическое воспитание – это всего лишь обучение быть честным и порядочным человеком не только с близкими, а всегда. В Федеральном Законе записано, что это специальная работа организаций и общества по формированию патриотизма у граждан страны.
Цели ↑
- Утвердить в сознании и в чувствах юных россиян уважение к культуре, традициям и истории России.
- Повысить престиж военной и государственной службы.
- Создать возможность и пробудить желания активно участвовать в решениях культурных, экономических, социальных, правовых и других проблем.
- Воспитать в духе уважения к законам государства, Конституции РФ и другим узаконенным нормам жизни.
- Побудить гордиться страной, почитать и уважить ее символы: Герб, Флаг, Гимн.
- Пробудить потребность служить Родине, защищая ее от внешних врагов.
- Освещать в СМИ события и явления общественной жизни с патриотической направленностью.
- Воспитать национальную, расовую и религиозную терпимость. Развивать дружбу между народами.
Методы и формы ↑
Методы и формы | Ответственные | |
1 |
Экскурсии, прогулки по местам боев ВОВ, к памятникам, местам боевой славы, монументам. | Родители, педагоги |
2 |
Рассказы о победах, подвигах, истории родного города, воспоминания о рассказах очевидцев. | Родственники, приглашенные очевидцы |
3 |
Обращать внимание на труд людей, изменяющих облик города, участие в субботниках | Воспитатели, педагоги, родители |
4 |
Просмотр тематических фильмов, слайдов | Воспитатели, педагоги |
5 |
Изучение родной природы | Родители, педагоги |
6 |
Знакомство с русскими народными сказками, пословицами, играми и песнями | Родители, педагоги |
7 |
Изучение народного творчества, рукоделье, вышивка, вязяние, плетение. | Родственники, педагоги |
8 |
Знакомство с наследием классиков русской литературы, музыки и живописи. | Педагоги |
9 |
Участие в благотворительных мероприятиях, общественных мероприятиях. | Родители |
10 |
Участие в обрядовых праздниках | Родители |
11 |
Участие в экологических мероприятиях | Педагоги |
12 |
Организация контакта с героями России, знаменитыми людьми родных мест, беседы с ними, помощь. | Педагоги |
13 |
Стимулирование творчества, направленного на прославление родных традиций, истории, написание сочинений, поделок и рисунков. | педагоги |
Патриотическое воспитание ↑
В школе
После семьи школа является самым авторитетным источником знаний и примером поведения в социуме. Очень многое зависит от преподавателей, а особенно от учителя начальных классов.
О формах и методах воспитания читай далее .
В сознании младших школьников еще не сложилось понятия страны, как большой семьи. Рамки его восприятия мира только-только вышли из семейных стен и расширились до стен школьных.
Задача учителя в начальной школе постараться познакомить ребенка с окружающим миром, преподнести ему информацию так, чтобы в формирующейся душе появилась любовь к родному городу, поселку, краю, стране.
Для расширения пространства можно использовать каждый классный час, посвящая его то посещению краеведческого музея, то походу в лес, то уборке соседнего сквера. Все это моменты оценки, изучения и понимания окружающего мира.
Мальчишка, который своими руками сделал скворечник и каждый день зимой сыпет крошки в кормушку, никогда не возьмет в руки рогатку. Девочка, которая сшила на уроке труда фартук, чтобы подарить старенькой соседке, никогда, будучи взрослой, не отберет у нее пенсию.
Невозможно любя Родину в целом, не любить ее крупицы. Большая любовь рождается с любви к отдельным составляющим этого большого.
В библиотеке
Почему-то по старинке библиотеку считают самым главным источником информации, хотя на сегодняшний день его в разы переплюнул Интернет. Условно, Интернет – это огромная бесконечная библиотека, в которой есть все книги, вся информация и самый быстрый каталог.
Эта неконтролируемая взрослыми территория давно освоена подростками. Но, если вспомнить детство старших поколений, то в библиотеки они ходили с родителями тоже только первые полгода. Потом ребенок бегал туда один и выбирал Ги де Мопассана вместо Успенского и Пришвина.
Хорошо, если за столиком с карточками сидела неравнодушная работница. Она подбирала книги по интересующей теме, советовала и направляла пытливый любопытный носик к «правильным» стеллажам.
Любовь к Родине рождалась с прочтением «Тимур и его команда», «Золотой луг» и «Петр первый». Интересные, захватывающие произведения читались на одном дыхании под одеялом с фонариком, в ущерб урокам. Именно из этих книг ребенок получал гражданское воспитание.
Из «Евгения Онегина», «Золушки» и «Приключений Незнайки» можно было получить такое нравственное воспитание, какое не давали годы нотаций и нравоучительных разговоров.
Это хорошо, что сейчас любую книгу можно скачать во всемирной паутине. Плохо, что пропал ажиотаж к чтению книг. Огромный объем доступной информации стал палкой о двух концах. Но есть выход из этой ситуации.
Представьте котенка, выброшенного в море. По всему горизонту только вода, ни островка, ни маяка. Это наши дети в море информации в Интернете. Наша задача научить малыша плавать и показать фарватер к нужным берегам. Главное, не упустить момента, когда он еще слушается и верит нам.
В детском саду
Воспитательница подбирает книжки для дошкольников с добрыми сюжетами, героическими поступками. На примере героев сказок и рассказов дети учатся патриотизму, еще не понимая этого. Они просто пытаются подражать полюбившимся персонажам: Герде, Дюймовочке, Мальчишу-Кибальчишу и т.п.
У детей в раннем возрасте формируется любовь к природе родного края, если им на прогулке рассказывают о цветах и травах, если на детской площадке установлена кормушка для птиц.
В ДОУ закладывается понятие дружбы, заботы о ближнем, справедливости и патриотизме. На утренниках, посвященных Дню защитников Отечества, малыши поздравляют воинов, разыгрывают сценки.
В чем заключается работа библиотек по эстетическому воспитанию? Читай статью .
О специфических принципах физического воспитания читай далее .
Понятие чести, справедливости и порядочности закладывается в этом самом раннем возрасте. Большая ответственность лежит на воспитателях.
Даже просто репетиции, а потом выступления малышей с русскими народными танцами в национальных костюмах на долго останутся в их памяти, как причастность к национальной культуре.
В семье
Человек рождается с темпераментом и почти что с характером, но правил жизни он не знает. Там в утробе матери ему никто не рассказал, что хорошо, что плохо. Вся информация выливается на нового члена общества вместе с его рождением.
Ошибается тот, кто считает, что воспитание начинается с того момента, когда ребенок начинает понимать человеческую речь. Котят и щенков их мамы учат жить, не прибегая к вербальному общению вообще.
Ребенок учится, копируя поведение взрослых. Если мама говорит о любви к животным, а сама тут же вышвыривает приблудного котенка на мороз, сын не поверит словам. Он повторит поведение.
Мальчишка никогда не поймет актуальность военной службы, если старший брат любыми способами «косит» от армии.
В музее
Любой краеведческий музей – это центр направленного патриотического воспитания человека. Но кто из нас ходил туда просто так из любопытства? Это добровольно-принудительное мероприятие всегда было кем-то организовано.
Однако, после одного из посещений музея экскурсанты с облегчением выплескивались на свободу, ничего не запомнив из нудной лекции. А после другого не хотели выходить и все спрашивали и спрашивали о чем-то экскурсовода.
Интерес молодежи к подобным мероприятиям скомпрометирован неинтересными лекциями. Если отработать программы выступления гидов, как отрабатывается любой эстрадный концерт, если назначать вести эти мероприятия талантливых людей, чувствующих толпу, отбою бы не было в наших музеях от посетителей.
Игры и литература ↑
Мы уже определили значение литературы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. После примера родителей и воспитателей литература играет главенствующую роль в этом деле.
Кроме литературы на первые места сейчас упорно выбивается телевидение. Вспомните или поверьте, что когда-то тысячи ребятишек захотели стать разведчиками после первого же проката сериала «Семнадцать мгновений весны».
Хотелось бы лицезреть такие фильмы сейчас. Не убийства, смакование изощренного насилия, а хорошие произведения о наших талантливых современниках.
Самая усвояемая наука та, которая подается в форме игры. Посмотрите, во что играют ваши дети. В «робота», «палача» или в «строителей»? Пока они маленькие, вы еще можете спуститься к ним на ковер и предложить свои игры.
Сегодня многие старшие школьники, студенты и просто молодежь играют в военные баталии в лесу или на специальных полигонах с почти настоящим оружием. Они стреляют красками или шариками, развивая навыки защитников, воинов. В современном мире эти игры могут пригодиться, к сожалению.
Видео: Пример на практике