Насилием называют действие или бездеятельность одного субъекта по отношению к другому, результатом которого являются физические, психологические, моральные, сексуальные или экономические страдания.
Исследователи предлагают другую интерпретацию понятия: насилие – это воздействие на человека с целью запугивания, принуждения к определенной деятельности, унижения. В современном мире насилие считается одной из наиболее острых социальных проблем.
Насилие в школе как социальная проблема ↑
Насилие в школе – психологическое, эмоциональное, сексуальное или физическое воздействие, влекущие различные формы страданий. Совершается:
- учениками по отношению к ученикам;
- педагогами – к ученикам;
- учениками – к педагогам.
Изучение природы и особенностей этого понятия вызывает множество дискуссий на политической, психологической, научной почвах. Главная проблема – поиск его причин и источников. Исследователи пришли к выводу, что базовыми факторами являются отношения в обществе и его устройство.
Виды насилия в школе:
- Физическое.
- Сексуальное.
- Гендерное.
- Психологическое.
В своих работах психологи часто отожествляют насилие с агрессией. Называть понятия идентичными нельзя, поскольку агрессия – форма поведения, целью которой является нанесение вреда, а насилие называют крайне опасной формой агрессии.
Агрессивное поведение школьников представляется в двух формах:
- Защитная – обоснованная форма, появляется в ответ на насилие по отношению к личности.
- Наступающая или разрушительная – используется для нападения, издевательств, мучений другого человека или группы лиц.
Наиболее распространенной формой насилия в школе является буллинг. Это новое понятие для нашего общества, имеет ту же природу, что и «дедовщина» в армии. Буллинг проявляется в запугивании, издевательствах, оскорблениях, травле.
И. Бердышев определяет буллинг как форму насилия, совершаемую продолжительно, осознанно с целью оскорбить, унизить, не носит характера самозащиты.
В чем выражается «травля»?
Буллинг в школьной среде выражается в двух формах:
- Физический – нанесение различный повреждений.
- Психологический.
Психологический в свою очередь классифицируется на:
- Вымогательство , умышленная порча имущества.
- Бойкот – жертва издевательств оказывается в изоляции.
- Вербальный:
Классический любовный треугольник: как из него выйти? Ответы здесь .
- придирки к внешнему виду: внешности, манере одеваться, ходить, говорить;
- распускание слухов с целью испортить репутацию, отношения субъекта с друзьями, педагогами;
- угрозы физической расправой, нанесением травм, распространением информации, которая может нанести вред субъекту;
- дразнение, обзывание.
С точки зрения общества, буллинг – латентная, пассивная форма насилия, но последствиями могут быть:
- падение самооценки;
- невротические расстройства и другие травмы психики;
- проблемы в построении отношений;
- самоубийство.
Причины ↑
Причины, порождающие детское насилие, носят субъективный характер:
- скука, отсутствие занятости или интереса к учебе;
- соревновательно-конкурентная стратегия обучения в школе: школьное обучение, выстроенное по принципу рыночной экономики, вынуждает бороться за выживание не всегда мирными, интеллектуальными способами;
- зависть;
- отстаивание первенства;
- психологические особенности ребенка как личности;
- столкновение культур, национальностей, субкультур.
Любая форма – это взаимодействие жертвы и агрессора.
Признаки агрессора:
- вспыльчивый, неуравновешенный характер;
- склонности к садизму, интерес к различным проявлениям насилия;
- резкие перепады настроения от веселья к гневу и наоборот;
- навязывает свои идеи и правила окружающим;
- завышенная самооценка;
- злопамятность, мстительность, провокационное поведение;
- частые конфликты с родителями;
- игнорирование правил поведения.
Кто может быть агрессором
Чаще всего у такого ученика проблемы с успеваемостью, он воспитывается в неблагополучной семье, внешне развит физически и не имеет явных внешних изъянов.
Это лишь статистика. Не редкие случаи, когда агрессором выступал ребенок из полной, обеспеченной семьи, без проблем с внешностью и обучением.
Объектами нападок становились «менее удачливые» — дети с физическими недостатками, представители других наций, отстающие по учебе.
Та же статистика говорит, что потенциальными агрессорами являются около 10 % школьников.
Общие черты агрессора:
- сильный (физически и психологически);
- ведет себя вызывающе;
- несдержан;
- импульсивен;
- вступает в конфликты или сам их провоцирует;
- часто лжет;
- склонен к манипуляции.
Большинство агрессоров – мальчики. Среди девочек насилие проявляется реже, но отличается большей жестокостью, разнообразием способов издевательств.
По статистике, около 7 % учеников – потенциальные жертвы.
Бывает 2 типа «жертв»:
- Пассивная – ребенок с заниженной самооценкой, боязлив.
- Провоцирующая – проявляет себя и в качестве агрессора, и в качестве жертвы.
Кто становится жертвой
- Дети с необычной внешностью . Предметом издевательств могут стать прыщи, веснушки, кучерявые волосы, маленький рост, полнота, кривые ноги, необычная форма головы, цвет кожи.
- Дети с физическими недостатками – хромые, имеющие проблемы со зрением или слухом, заикающиеся.
- Дети с нестандартным поведением : замкнутые, необщительные.
Признаки «жертвы», аутсайдера:
- держится отдельно от коллектива;
- замкнутый, стремится не выделяться;
- практически ни с кем не общается;
- одноклассники его игнорируют;
- очень импульсивен.
Портрет аутсайдера: чаще всего это неспортивный, слабый мальчик. Иногда с физическими недостатками – хромота, плохое зрение, заикание. Девочка-аутсайдер имеет непривлекательную внешность, одевается беднее, не модно.
Важно! Стоит отличать агрессора от уверенного в себе ребенка! Первый стремится нападать, во всех ситуациях чувствует свое превосходство, обижает остальных, не придает значения мнению окружающих. Уверенный в себе адекватно оценивает себя и остальных, целеустремленный, свое мнение доказывает аргументировано, уважает личности окружающих.
Средовые факторы риска
Факторами агрессивного поведения среди детей в школе выступают:
- Личные особенности – импульсивность, употребление алкоголя, наркотических веществ, низкая самооценка или воспитание, тяга к риску;
- Особенности социального окружения – сильное влияние СМИ, положение семьи в обществе, окружение – друзья, родители, для которых характерно девиантное поведение, семейное насилие;
- Особенности поведения – низкие показатели успеваемости, прогулы, приводы в милицию в подростковом возрасте, нарушение закона.
Первенство в качестве фактора формирования агрессивного поведения, порождающего насилие, принадлежит социальному окружению:
- Проблемы в общении внутри семьи, конфликты – развод, гиперопека или отсутствие внимания, появление нового члена семьи – опекуна, младшего ребенка, завышенные требования к подростку – в учебе или других сферах деятельности.
- «Плохая компания» — имеется в виду круг общения, состоящий из лиц, ранее нарушавших закон, имеющих вредные привычки.
- Неблагополучная семья – имеются в виду неполные семьи, семьи, один из членов которой или все имели проблемы с законом, наркотиками, алкоголем.
Статистика говорит следующее: больше половины школьников, которые подвергались любой форме насилия, проявят ее сами.
Помощь родителей ↑
Семья и родители – главная среда развития школьника. В семье формируется личность с рождения. Для профилактики насилия в школе родители должны сотрудничать со школой, уметь распознавать базовые признаки агрессивных наклонностей ребенка.
В чем заключается профориентация подростков? Читай далее .
Как стать женственной? Советы психолога в нашей статье .
Как родителям заметить признаки склонности к насилию:
- резкие перепады настроения;
- доминантное поведение;
- интерес к жестоким играм и фильмам;
- частые жалобы на ребенка со стороны школы;
- конфликты в семье, игнорирование запретов, указаний;
- отсутствие уважения к близким.
Как ведет себя дома аутсайдер:
- не приводит в гости друзей;
- приходит из школы позже;
- склонен к импульсивности, вспыльчивости, злобу и обиду может вымещать на близких;
- у него нет друзей, с которыми он проводит досуг;
- часто можно заметить ссадины, синяки;
- склонен к уединению.
Если ребенок склонен к насилию:
- Нельзя наказывать физически!
- Нужно выяснить причину, природу проявлений агрессии.
- Ребенку нужно уделять больше времени!
- В особых случаях необходимо обратиться к семейному психологу.
Профилактика буллинга ↑
Что делать администрации школы и учителям для профилактики и искоренения этой жестокости:
- Сотрудничать , наладить партнерские отношения с семьями, родителями, опекунами.
- Формировать толерантность , терпимость.
- Знать особенности семей – кто из детей может быть в группе риска.
- Знать о взаимоотношениях в классе . Совсем не обязательно классному руководителю налаживать «шпионскую сеть» — многое видно невооруженным глазом.
- Обращать внимание на формирование группировок в классах.
- Оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам.
- Наблюдать и еще раз наблюдать! Учитель не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками».
- Запрет на бездействие и безразличие! Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.
Видео: Основные причины