Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.
Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.
Социализация. Что это ↑
Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.
Как понять, что девушка влюбилась? Читай далее .
Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.
Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.
Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.
Этапы ↑
Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):
- Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
- Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.
Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.
Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.
Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.
Стадии процесса ↑
Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.
Период | Стадия развития | Возраст | Доминирующее окружение | Социальные навыки |
Дошкольный | Младенчество | 0-1 год | Семья, родственники, врачи | Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению |
Раннее детство | 1-3 года | Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я» | ||
Детство | 3-7 лет | Семья, воспитатели, педагоги | Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими. | |
Школьный | Младший школьный возраст | 7-11 лет | Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. | Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми. |
Отрочество (подростковый возраст) | 12-15 лет | Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения | ||
Юность | 15-18 лет | Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности | ||
Взрослый | Зрелость | С 18-20 лет | Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества | Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды |
Старость | Выход на пенсию до смерти | Семья (дети, внуки). Часто одиночество. | Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни |
Роль агентов и институтов ↑
Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:
- Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
- Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.
Как стать счастливым человеком? Ответы в статье .
Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее .
Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:
- Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
- После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
- В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
- Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.
Влияющие факторы ↑
Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.
К ним относятся:
- микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
- мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
- макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
- мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.
Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.
Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.
Видео: Социализация личности