Социально-психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Некоторые родители не замечают никаких особенностей у своего ребенка, потому что и ребенка-то почти не замечают. Другие штудируют всю литературу, перекапывают Интернет по каждому поводу и вкладывают в свое чадо всю свою энергию. Где она, золотая середина?

Содержание

Кризис семи лет ↑

В шесть-восемь лет молодой человек переживает второй возрастной кризис в своей жизни. И, если этого никто не замечает, это не значит, что его нет. Просто темперамент вашего ребенка не такой, как у соседского мальчика и воспитан он немного иначе. e0258799c319

Поэтому все бури и всплески в его душе не так ярко и сильно выплескиваются наружу. Вызывается кризис не только взрослением, но в большей мере отдалением ребенка от родительской опеки, появлением маленькой социальной независимости.

Малыш пошел в школу

В три года кризис проявляется отрицанием всего. Например: «Артем, иди мыть руки», «Не пойду!», «Почему?», «Не хочу!», «Артем!!!», «Я не Артем!» и т.д.

В семь лет этот Артем просто напомнит вам, что вы сами еще не умывались, и закроется в комнате. Он почувствовал свободу, ту, к которой так стремился («Я сам!»).

Кризис появляется при диссонансе между окружением в семье и отношением к этому всему самого ребенка.

full1365516736 Родителям надо постараться понять его возрастные особенности и успеть перестроиться, чтобы ситуация не стала критической. Не подавлять «бунт на корабле» карательными действиями, не отпускать все на самотек, а учиться жить с повзрослевшим ребенком.

Симптомы потери непосредственности ↑

Самооценка

Человек выходит в общество. Он начинает видеть себя со стороны, оценивать свое поведение, внешность, сравнивая с другими детьми.

Внутренний мир немного отодвигается от внешних проявлений эмоций. Малыш начинает думать о себе, как о равноправном члене большого коллектива!

Переоценка ценностей

В кризисный период у юного человека могут сильно поменяться приоритеты. Внешне это часто выглядит так: выбрасываются старые игрушки, появляются новые увлечения. huge_1348216140

Даже в отношении к одежде может быть переворот предпочтений. Если раньше ваше чадо не задумываясь одевало то, что вы ему подавали, то теперь весь гардероб может быть подвержен остракизму. У него поменялся статус, а это значит, что началась новая жизнь.

Поведение

Семилетний ребенок вдруг начинает кривляться, вести себя неестественно, кричать или пищать. Это уже не те ужимки и милые рожицы, которые раньше вызывали улыбку у прохожих. Мальчик или девочка вдруг становятся артистами-протестантами – это психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Они ведут себя не так, как надо, не так, как требует мама. А как? Они сами не знают. Просто НЕ ТАК! Для них это самовыражение собственной свободы.

shkola 02 Нет уже той милой непосредственности, когда у малыша, что на уме, то и на личике. Появляется игра, пока еще неумелая. А потому некрасивая. Между внутренними чувствами, переживаниями и внешними поступками происходит осмысливание ситуации, подстройка.

Иногда это делается для того, чтобы все было «как надо», иногда, совсем наоборот, игра выступает в качестве бунта, протеста.

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению ↑

Каждый человек индивидуален и, конечно, нельзя всех подгонять под одни и те же трафареты. Но, исходя из опыта многих поколений и наблюдений ученых, сложились определенные усредненные нормы в педагогике.

Физические и физиологические показатели

Только к семи годам мышечные и скелетные системы наших детей оказываются сформированными до такой степени, что могут выдержать школьные нагрузки. podgotovka3

Были случаи, когда после 15 минут сидения за партой на уроке у шестилетки происходила остановка сердца. Искривление позвоночника, неврозы и сутулость также могут стать последствиями начала раннего школьного обучения.

Психические последствия

Ваш ребенок был центром вселенной, самым умным, красивым и любимым в его прежней жизни. И вдруг он попадает в коллектив, где все его сверстники также претендуют на роль любимца. Если раньше хвалили за любые каракули, то теперь его достижения оцениваются на равнее со всеми.

Даже у одаренных детей в этом случае может развиться комплекс неполноценности. Внутренняя борьба, постоянные стрессы и переживания могут привести к нервному тику, гастриту и даже припадкам.

597111 Оценка готовности

  1. Физическую готовность будущего школьника может определить врач. Не даром перед тем, как придти в класс первого сентября, ему необходимо пройти медицинскую комиссию в детской консультации. Только по показаниям всех врачей и анализов педиатр может поставить разрешающую подпись в медицинской карте.
  2. Интеллектуальная готовность определяется с помощью специальных тестов. Только они могут выявить, на сколько у человека развита память, словесно-логическое мышление, речь, произвольное внимание и т.д. Тестирование проводит педагог или психолог. Могут сделать это и сами родители.
  3. Личностную готовность малыша к школьной жизни также определяет психолог или педагог в беседе с ним. На сколько будущий ученик сам хочет в школу и почему, на сколько он адаптирован к коллективу и т.д. На этом этапе тестируются не только дети, но и родители. Ведь, если малыш хочет сесть за парту потому, что ему пообещали купить велосипед, а не потому, что хочет узнать что-то интересное, вряд ли процесс обучения начнется успешно.

1360226310-devochka-vunderkind-iz-rostova-na-donu

Подготовка к школе

В дошкольных учебных заведениях проводится постепенная подготовка детей к смене статуса. Особенности психологической работы с детьми заключаются в том, что короткие занятия с интересными учебными пособиями сменяются активными играми.

Если ваш малыш ходил в детский сад, то к семи годам он будет вполне готов сесть за школьную парту. Детям с домашним воспитанием все это тоже можно организовать, но как добиться эффекта равного среди равных?

При домашнем воспитании заботливые родители смогут создать условия для того, чтобы ребенок рос сильным и закаленным, записывая его во все спортивные секции. Или он сможет стать развитым интеллектуально, говорить на трех языках, играть на скрипке и цитировать БСЭ.

Это очень хорошо при условии, что все делается в меру, не перегружая еще несформировавшийся организм. Но как воспитать ребенка адаптированным к обществу? Это возможно только в дошкольных учреждениях, отпуская постепенно заранее его в это общество себе подобных. 0Y2QwLWIw

Психологические особенности и развитие у детей младшего школьного возраста ↑

  1. У малышей изначально хорошо развито непроизвольное внимание . Впрочем, и взрослый человек быстрее запоминает все яркое, громкое и неожиданное. Для развития произвольного внимания необходимо учить ребенка сосредотачиваться. Процесс постепенный. Программа отработана и используется в младшей школе.
  2. Память тренировать нужно с 2-3 лет , когда ваше чадо с интересом повторяет за вами строки первого стихотворения. Разучивайте с ним каждую неделю новый стишок или песенку. Попросите его кратко пересказать только что увиденную сказку, а младшего школьника то, что он услышал на уроке.
  3. Для работы воображения у современных детей нет нужды. Все придумано, нарисовано и даже куклы уже сами говорят заложенный в них текст. Никто не призывает оставлять в игрушках одно деревянное полено, которое становится в руках ребенка то куклой, то конем. Но всевозможные конструкторы или уроки творчества, на которых своими руками делается бумажная лягушка или фонарик, лепится из глины собака, должны быть обязательно. Для этого в младшей школе организованы уроки труда.

Видео: Как развить внимание

Видео: Развитие памяти