Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон.
- Определение и функции
- Виды и типы
- Классификация и структура конфликта
- Причины и условия возникновения
- Участники и последствия
- Стратегии поведения в конфликте
- Управление и способы разрешения
- Диагностика и прогнозирование
Определение и функции ↑
Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения.
Противоборствующие силы участников конфликта всегда вызывают определенное напряжение, и с этой точки зрения, конфликт – способ его разрядки, выход из сложившихся обстоятельств.
Существует несколько мнений о функциях и роли конфликтов в обществе:
- Общественное мнение оценивает конфликт как явление нежелательное. Однако такое отношение связано с распространенностью стереотипов: конфликт представляется как бытовая или рабочая неурядица, ссора, межнациональное противоборство, политический предмет спора и т.д.
- Однако конфликт не только неизбежен, но и социально полезен. Он имеет свойство оканчиваться и разрешаться тогда, когда появляются силы, возвращающие систему в состояние покоя, а значит, в самом конфликте заложены эти силы, призванные уравновешивать и стабилизировать ситуацию. К ним относят и дебаты, и дискуссии, и сделки, и компромиссы и др.
- Некоторые исследователи считают конфликт абсолютно естественной стороной общественных взаимоотношений. Наличие любого дефицита в обществе (что неизбежно) всегда провоцирует потребность увеличить долю собственных ресурсов, а в случае сражения за власть, лидерство, передовые позиции конфликт только усиливается.
- Считается, что конфликт в группе в некотором роде способствует сплочению ее участников, однако это можно утверждать только в отношении конфликтов, не противоречащих общегрупповым нормам и основам отношений участников группы.
Каковы субъекты социальных конфликтов? Читай здесь .
Важно понимать, что в конфликте могут быть заинтересованы не столько его стороны, сколько третье лицо, и в этом случае позитивная функция конфликта исчерпывает себя – функции конфликта каждый участник оценивает по-своему.
Виды и типы ↑
На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида:
- Антагонистичные . Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти;
- Компромиссные . Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т.д.
На основании сфер проявления конфликты подразделяют следующим образом:
- политические : борьба за власть;
- социальные : противоречия в отношениях между людьми и группами, которые характеризуются усилением интересов — забастовки рабочих, пикеты и т.п.;
- экономические : в основе конфликта лежат противоречия экономических интересов, борьба за льготы, ресурсы.
- организационные : в основе конфликтов, как правило, регламентирование обязанностей как следствие иерархической структуры в организации.
На основании направленности конфликта их делят на два вида:
- вертикальные : уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним;
- горизонтальные : взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии.
По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы:
- открытые : столкновение явно выражено: спор, ссора;
- скрытые : выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты.
По числу участников конфликты делят на:
- Внутриличностные : столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием.
- Межличностные : столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми.
- Межгрупповые : в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку.
По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности:
- когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений;
- конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.
Классификация и структура конфликта ↑
Структурой конфликта является совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность. Обязательными компонентами конфликта являются:
- Участники конфликта . В эту категорию входят все лица, так или иначе принимающие участие в конфликте.
- Информационные модели у всех категорий участников.
- Предмет : проблема в основе конфликта, при этом она может быть как объективно существующей, так и субъективно представленной.
- Объект : повод конфликтной ситуации. Когда он оказывается на пересечении интересов, возникает непосредственно конфликтная ситуация.
- Микросреда, макросреда . Все условия системы, в которой находятся участники конфликта, которые позволяют сделать правильный вывод о причинах, течении конфликта и не выделять его в отдельное явление, а воспринимать как часть социальной ситуации.
Причины и условия возникновения ↑
Причины возникновения конфликта весьма разнообразны и зависят от типа, количества участников, условий протекания и т.д.
К общим причинам, согласно которым формируется большинство конфликтных ситуаций, можно отнести:
- Естественное столкновение ценностей в процессе социального взаимодействия. При этом к ценностям могут быть отнесены духовные, материальные и пр.
- Недостаточно разработанная правовая база , позволяющая разрешать социальные противоречия в той или иной области, отсутствие четкого регламента.
- Острая нехватка благ, имеющих решающее значение в жизнедеятельности субъектов.
- Устойчивые стереотипы поведения и мышления, что чаще всего ведет к групповым конфликтам.
- Слабая информированность в определенных вопросах, касающихся предметов конфликта.
Участники и последствия ↑
Участниками конфликта являются все субъекты, так или иначе принимающие участие в конфликтной ситуации: от непосредственных сторон до тех, кто оказывает влияние на его течение.
Участники делятся на:
- Основных – противоборствующие силы.
- Группы поддержки – оказывающие помощь, разделяющие взгляды и т.д.
- Других участников – стимулирующих конфликт, провоцирующих и т.д.
Последствия конфликта могут быть различными:
- Благоприятные . Это те, которые приемлемы для обеих сторон. Это дает участникам ощущение причастности к решению общей проблемы, а также позволяет строить перспективы на сотрудничество в дальнейшем.
- Дисфункциональные. К ним относят:
- неудовлетворенность;
- низкую степень сотрудничества;
- неконструктивную, непродуктивную конкуренция с другими группами;
- формирование мнения о другой стороне как о «враге»;
- окончание взаимодействия сторон;
- враждебность.
Мужская и женская ревность: в чем различия? Читай далее .
Как предотвратить ревность ребенка при рождении второго? Узнай из статьи .
Стратегии поведения в конфликте ↑
- Соперничество . Выбирающий данную стратегию, как правило, оценивает собственные интересы гораздо выше, нежели интересы оппонента. При этой стратегии активно используется авторитет, власть, жесткая позиция.
- Уход . Эта стратегия характеризуется низкой оценкой своих интересов и интересов оппонента. В сущности, это взаимная уступка.
- Уступка . В этом случае человек оценивает интерес соперника выше собственного, и жертвует личными потребностями.
- Компромисс . Он характеризуется балансом интересов и поиском вариантом выходов, удобных для обеих сторон.
- Сотрудничество . Такая стратегия характеризуется высокой оценкой обоих интересов, а также признанием ценности межличностных отношений.
Управление и способы разрешения ↑
Управление конфликтом предполагает удерживание его в рамках, за границами которых возникает угроза для межличностных отношений, организации, группы и т.д. Умелое управление в ряде случаев помогает решить конфликтную ситуацию.
Существует несколько способов решения конфликтов:
- Уход, уклонение . Стремление избежать конфликта, а оказавшись в нем, отказ от обсуждений, переговоров и т.д. В ряде случаев такой способ разрешения приемлем, например, при необходимости проанализировать ситуацию, однако это является в некотором смысле откладыванием на более позднее время.
- Сглаживание . Это – демонстрация согласия с выставленными требованиями. К сглаживанию можно отнести обещания, извинения и т.д.
- Компромисс . Взаимная уступка, которая позволяет каждой из сторон выйти из конфликта удовлетворенными в той или иной степени.
- Принуждение . Это подавление одной из сторон, игнорирование ее интересов, мнения.
- Конфронтация . При этом способе решения каждый остается при своем мнении, настаивает на своем. В этом случае необходима третья сторона для более удачного разрешения.
- Сотрудничество – совместное преодоление возникшего разногласия.
Диагностика и прогнозирование ↑
Прогнозирование конфликта – это предположение о возможности его возникновения и дальнейшего развития на основе имеющейся информации.
Многие внешние стимулы представляется возможным предвидеть и своевременно устранить, однако прогнозирование должно учитывать данные обо всех структурных элементах конфликта:
- проблему;
- отношения между сторонами, обстоятельства;
- сигналы о возможном конфликте, их частота;
- инциденты, конструктивные и деструктивные проявления, поведенческие реакции и т.д.;
- состав участников или их личностные характеристики, индивидуальные склонности к вступлению в конфликтные ситуации.
Конфликты – обязательная сторона любых взаимоотношений, включая трудовые, экономические, социальные и пр., и в зависимости от сферы деятельности, направленности, характеристик сторон и других факторов выбираются различные стратегии поведения и оптимальные решения данных ситуаций.
Видео: Что такое конфликт