Проблема конфликта общественных и личных интересов

Предпосылки конфликта интересов могут быть разными, но понимание сущности противостояния осуществляется на психологическом уровне. Разногласия должны быть улажены усилиями сторон, при возможном посредничестве опытного специалиста.

Содержание

Что такое конфликт интересов в психологии ↑

Конфликт интересов – это противодействие сторон ради достижения определенной цели. Сфера развития спорных ситуаций, когда сталкиваются устремления противоборствующих субъектов, различна и отличается объектом, предметом, содержанием отношений.

Психология развивает теорию конфликтов по нескольким перспективным направлениям, включая:

  • деловую установку субъектов;
  • социально-бытовую;
  • личностную.

Конфликт, предполагая противодействие, не ограничивается открытой коллизией интересов. Развитию спорной ситуации предшествуют мотивы, которые часто не зависят от поступков сторон.

Конфликтная ситуация может складываться при ограниченности ресурсов для достижения цели. Недостаток средств для удовлетворения личных и коллективных потребностей вступает в противоречие с избытком интересов. Они могут быть у конфликтных сторон совершенно одинаковыми.

Например, на руководящую позицию претендуют два менеджера, но должность одна, а кандидатов двое. Получается, что один из претендентов на повышение должен либо ретироваться, либо идти до конца и добиваться повышения по карьерной лестнице всеми доступными способами.

Человек внутренне осознает потребность в самореализации. Одновременно на психологическом уровне у конфликтующей стороны формируется понимание:

  1. Что она не одна преследует аналогичную цель.
  2. Есть и другие лица, которые также готовы бороться за свои интересы.
  3. Психологический дискомфорт и развитие конфликта во времени становится причиной стрессовой ситуации, к которой приходится адаптироваться, мобилизуя свои внутренние силы.

Понятие «конфликта интересов» в психологии тесно связано с необходимостью поиска «золотой середины». Спорная ситуация отнимает достаточно много моральных и физических сил. Стороны должны думать о текущих жизненных обстоятельствах, т.е. люди решают и другие проблемы, которые могут находиться за рамками самого конфликта.

73780133_0ar123950422580207

В идеале конфликт должен завершаться позитивными действиями, финальная цель которых – поиск оптимального выхода для разрешения противоречий.

Психологическая теория распространяет свое влияние на все сферы жизни общества. Личность, общество, государство, будучи субъектами социально-правовых отношений, не только сосуществуют друг с другом, но и находятся в иерархической соподчиненности.

Русско-польский исследователь Л.И. Петражицкий разрабатывал категории «приемлемое – отвергающее». Психологическую «природу» конфликта ученый искал в рефлексивных побуждениях человека – в тяге к безопасному и прекрасному (внешней красоте, вкусной пище, уютному, теплому дому и др.).

В обратном случае, когда человек сталкивается с безобразным предметом или опасным явлением, возникает рефлексивное стремление избежать этого объекта или ситуации. На подсознательном уровне личности свойственно стремление к прекрасному и эгоизм. При столкновении зоны интересов они движут поступками людей. Возникает спорная ситуация, для разрешения которой требуются усилия самих противоборствующих сторон или помощь компетентного посредника.

Формы ↑

В психологии выделяют несколько форм конфликта. Общепринятая классификация содержит следующие критерии:

  • сфера развития;
  • субъекты (межличностные или противодействие социальных групп и целых государств);
  • способы решения.

Важно учитывать такие аспекты как виды посредничества, средства и способы профилактики. На форму конфликта влияет также особенности географического региона и социального пространства, на фоне которого развивается спорная ситуация.

Таким образом, конфликт интересов может быть:

  • межличностный, экономический, политический, военный и др.;
  • семейный, социальный, международный, не требующий применения специальных процедур урегулирования (вмешательства психологов и др. специалистов или требующих таковых);

Субъективная сторона конфликта развивается на фоне активных, направленных друг против друга, действий. Мотивом таких поступков может стать опасение за свое настоящее и будущее.

Внешнее проявление страха выражается не только в желании избежать опасности, но и в позерстве и даже агрессии.

Порядок урегулирования и предотвращения ↑

Участниками противоречий, в каких бы формах они ни протекали, являются люди, со своими морально-волевыми установками. Проблема урегулирования конфликтов должна рассматриваться с позиции их профилактики.

На психологическом уровне предотвратить разногласия можно с использованием методов:

  • убеждения;
  • внушения сторонам правильных установок к действию;
  • авторитета и др.

1239-vert Способ урегулирования конфликтов может предполагать:

  • конкуренцию – одна сторона старается добиться реализации своих интересов в ущерб сопернику;
  • приспособление – т.е. когда сторона конфликта готова пожертвовать своими интересами ради благополучия оппонента;
  • компромисс – если обе стороны идут на взаимовыгодные уступки;
  • избегание сторон от участия в конфликте;
  • кооперацию , основанную на сотрудничестве ради достижения общих целей;

Подобные способы были разработаны на основе теории поведения, предложенной американским психологом и философом К. Томасом. Для выхода из конфликтной ситуации полезно использовать один или несколько способов.

Так противоречия между подростком и родителями лучше уладить при помощи компромисса или кооперации. В пример можно привести случай, когда родители недовольны тем, что подросток длительное время проводит за компьютером, вместо того, чтобы общаться со сверстниками в реальности.

Конфликтная ситуация в этом случае «возбуждена» несколькими прямо противоположными психологическими установками:

  • родители опасаются за физическое и психологическое здоровье своего ребенка;
  • он этого не понимает и считает, что виртуальный мир намного привлекательней, чем жизнь в реальности – когда проблемы не могут быть решены одним нажатием клавиши.

Установка на «конкурентный» способ решения конфликта будет здесь малоэффективной, так как лишение возможности пользоваться компьютером (например, отключить роутер для приема сигнала Wi-Fi или заблокировать доступ к ПК паролем) будет неэффективным, и может существенно расшатать психику подростка.

Тогда лучше убедить тинэйджера, что мир не ограничен компьютером, и есть много способов как организовать свой досуг – выехать с семьей на природу, сходить в кино, организовать прогулку на велосипедах и др.

Необходимо просто внушить подростку привычку к более полезным и интересным занятиям. Это может быть:

  • автомобили, командные игры;
  • рыбалка;
  • профессиональный спорт и др.

Таким образом, урегулирование конфликта должно осуществляться с использованием полезных практических действий. Разрядить обстановку поможет чувство юмора, жизнелюбие и умение общаться. Предупреждение спорных ситуаций должно строиться по аналогичной стратегии.

В разрешении противоречий лучше использовать отвлекающую составляющую: то, что понравится обеим сторонам и выведет их отношения на новый, позитивный уровень. В сложных ситуациях целесообразно воспользоваться помощью психолога.

Если конфликт на межличностном уровне содержит материальные или бытовые разногласия, то можно прибегнуть к помощи медиатора – профессионального посредника, способного уладить споры переговорным путем, с использованием безопасных методов манипуляции интересами сторон ради их собственного блага.

Видео: Про конфликт интересов