Поведенческие модели в конфликте

В тексте рассмотрено поведение в конфликте как категория личностного взаимодействия и коммуникации. Приводятся основные правила и уловки ведения спора в конструктивном русле.

Содержание

Стратегия поведения в конфликте ↑

В обыденной жизни каждый, так или иначе, глубоко или поверхностно, с позитивным или отрицательным опытом довольно часто оказывается вовлеченным в ситуации недоразумений, разладов, споров или конфликтов.

Индивид либо сам является инициатором или автором подобных инцидентов, либо втягивается в них помимо своей воли с подачи окружающих.

Кто-то проявит достойное поведение в конфликте и отыщет удачный выход, кто-то – растеряется перед грузом навалившегося непонимания, стены претензий и упреков, другие – просто попадут в волну собственных отрицательных эмоций и неконструктивных поступков.

5 поведенческих стилей или способов реализовать свою позицию в случае конфликта выделили исследователи К. Томас и Р. Килменн. Их подход позволяет составить поведенческую сетку, в которой поступки человека рассматриваются в двух направлениях:

  1. Как именно, с какой настойчивостью человек склонен отстаивать свои позиции (интересы и мотивы, цели и желания).
  2. Рассматриваются ли, с какой степенью детализации позиции противостоящей стороны (оппонента), есть ли склонность «идти навстречу» этой стороне.

Исходя из сочетаний упомянутых направлений – а они могут быть выражены явно, на среднем или на низком уровне, выделяются стили как выразители тактики поступков в конфликте:

  1. Конкурирующий (соревновательный) : сочетание высокой выраженности настойчивости в отстаивании собственных позиций, оппонент при этом – вернее, его точка зрения и интересы, не рассматривается вообще, либо в очень незначительной степени.
  2. Приспосабливающийся (улаживающий) : первоочередной здесь является позиция оппонента – ей уделяется максимальное количество внимания, собственные взгляды и принципы отодвигаются подальше.
  3. Уклоняющийся (избегающий) : название отображает суть – в этом случае не предпринимаются какие-либо активные действия по изменению ситуации, нет склонности как вести борьбу за свою точку зрения, так и стараний изучить или учесть ее у оппонента.
  4. Компромиссный (половинчатый) : показатели среднего уровня относительно навязывания своих воззрений, то же самое касательно второго участника конфликта – его позиция рассматривается, но лишь частично.
  5. Сотрудничающий (примирительный) : стиль имеет целью оптимальный договор участников ситуации недоразумения, спора или разлада – к рассмотрению принимаются все принципы и позиции обеих конфликтующих сторон (взаимно), должно найтись такое решение, которое устраивало бы всех.

Конкурирующий

Такой стиль является доминирующим в одностороннем порядке. Позиция победителя с обязательным присутствием того, кто проиграл. Формы поступков предполагают безапелляционность, отсутствие сопереживания и гибкости в суждениях, упорство и напористость. 27802_conflict

В чем позитивные и отрицательные стороны:

  1. Плюс . Стиль следует применять, если ситуация очень важна и значима для индивида, ее нужно разрешить в одностороннем порядке в максимально сжатый срок.
  2. Минус . Но в долгом взаимодействии соревновательный подход даст негативный результат: постоянно быть победителем, как и проигравшим – невозможно.

Поведенческие нюансы:

  • твердо контролируются действия оппонентов и источники данных;
  • преднамеренность давления с привлечением всевозможных средств;
  • хитрость и лукавство для овладения положением дел;
  • отсутствие потребности в диалоге «на равных».

Приспосабливающийся

Приспосабливающийся стиль: конструктивный, если существует стремление сохранить имеющиеся отношения. Здесь присутствует незначительность оценки самого себя, неуверенность и низкая активность, нивелирование собственных целей, воззрений, потребностей.

В чем позитивные и отрицательные стороны:

  1. Плюс . Используется стиль в ходе ситуаций, где исход (проигрыш) не важен для индивида – значимы отношения на данный момент и правила взаимодействия, устраивающие оппонента.
  2. Минус . Позитив теряется, как только задеваются базовые приоритеты и цели человека, возникают отрицательные эмоции с немалым знаком «-» в связи с собственной уступчивостью.

Поведенческие нюансы:

  • максимум согласия, покладистости и уступок в ответ на действия противоположной стороны;
  • мизер в притязаниях на победный исход и сопротивление;
  • непоследовательность линии поведения при демонстрации собственных воззрений;
  • подверженность влиянию силы и психологического воздействия лидеров.

Избегающий

Избегающий: в условиях стиля совершается откладывание действий «на потом», например, принятия окончательного решения. Отстаивания собственных позиций не происходит, как и рассмотрения убеждений противоположной стороны.

В чем позитивные и отрицательные стороны:

  1. Полезность стратегии проявляется при отсутствии значимости предмета ссоры; если взаимодействие не будет продолжаться или проблема давняя и запущена.
  2. Негативы стратегии выражаются при налаживании длительного общения – отсутствие активности приведет к накоплению несогласованностей точек зрения.

Поведенческие нюансы:

  • существует нежелание налаживать диалог и коммуникацию;
  • силовые шаги избегаются;
  • информация не собирается, данные о противоположной стороне не рассматриваются;
  • медлительность как система реакций на ситуацию, боязнь делать ходы в ответ;
  • в критических событиях решительность начисто отсутствует, все пускается на самотек.

Компромиссный

Компромиссный стиль предусматривает частичное решение с половинчатым достижением целей обеими сторонами. Здесь должны сочетаться хитрость в подходах и осторожность в суждениях. Решения принимаются в сбалансированной форме после тщательного взвешивания всех позиций «за» и «против» со стороны обоих участников ситуации. 1416906787_f8

В чем позитивы и отрицательные стороны:

  1. Плюс . К плюсам относится возможность осуществить промежуточное разрешение ситуации, которое фрагментарно устроит каждого из оппонентов и будет считаться справедливым.
  2. Минус . С течением времени обе стороны перестает удовлетворять половинчатость и частичность в ходе сосуществования. В условиях налаживания равных взаимоотношений компромисс прекращает влиять на конструктивное изменение разлада.

Поведенческие нюансы:

  • взаимная торговля участников ситуации для достижения собственного интереса;
  • взаимное заманивание лестью и комплиментами с целью добиться согласия;
  • относительное уравновешивание ситуации в виде обмена уступками (ты – мне, я – тебе);
  • лишь частичное доверие, сокрытие основных аргументов до более удачного момента.

Примирительный

Примирительный стиль основывается на выборе решения, при котором в выигрыше остается каждый участник переговоров.

Взаимные согласованные поступки и акты поведения приводят к состоянию, когда создается эффективное взаимодействие на основе совместно разработанных правил. Довольными должны остаться все стороны противостояния.

В чем позитивы и отрицательные стороны:

  1. Плюс . Стиль формируется для долгосрочных отношений и использует все способы достижения согласия: стремление осознать принципиальную позицию противоположной стороны; анализ явных и невыраженных стремлений и интересов; коллективное нахождение решения, не вызывающего возражений и споров.
  2. Минус . Ограниченность сотрудничества: не работает при краткосрочном общении, когда оппоненты мало знают дуг о друге. На реализацию стиля потребуется значительный промежуток времени, терпение и ориентация на совместный, интегрированный исход.

Поведенческие нюансы:

  • взаимный сбор всевозможных данных для изучения интересов конфликтующих сторон;
  • поиск альтернатив с учетом существующих ресурсов каждого из участников ссоры;
  • обсуждение всех предложенных альтернатив и вариантов выхода из напряженных событий;
  • в центре внимания – проблема (предмет) несогласованности, но не личности участников.

Правила хорошего спора ↑

Основные подходы к позитивному решению ситуаций несогласованности состоят из таких правил:

  1. Объективный взгляд на инициирующую сторону спора . Претензии не возникают на пустом и ровном месте, это показатель отклонения от нормы ситуации коммуникации. Также – защитная реакция на реальную или воображаемую обиду. Зачинщика инцидента лучше встречать терпеливой позицией.
  2. Рамки предмета конфликта . Их не следует расширять. Должно быть четкое разграничение того, что является причиной спора, а что не входит в сферу несогласованности. Это касается и втягивания в конфликт новых участников, чего также не следует допускать.
  3. При описании спорной ситуации используются позитивные обороты и формулировки. Тут учитываются последствия раздора и предполагаемый удар по коммуникативному взаимодействию. Максимальная ориентация на факты, конкретные примеры и пожелания.
  4. Выдержка в проявлении чувств и эмоций . Напряженность в спорной ситуации побуждает к проявлению значительных эмоциональных реакций, которые сложно проконтролировать и управлять ими. Повышенный тон, чрезмерную раздражительность или агрессивность главное вовремя приостановить или переключить в конструктивное русло.
  5. Обезличивание ситуации спора . Достоинство личности нужно тщательно оберегать – как свое, так и противоположной стороны. Потому переход на личность противника (критика индивидуальных качеств, принижение позитивных свойств, выпячивание негативов) недопустим. Деловые недоразумения решить намного проще, чем личностные обиды.

6232_psihologicheskie_priemy_ubezhdeniya В ситуациях возобновления спора необходимо обязательно учесть модели установок, возникающих при повторных разногласиях. Можно выделить такие их типы:

  1. Отсутствие желания уладить ситуацию и ориентация на негативные чувства и эмоции.
  2. Неопределенность ситуации , в которой нет проявления твердости установки на заключение соглашения.
  3. Положительная установка на установление согласия.

Гендерные аспекты ↑

Поведение мужчин и женщин в ситуации конфликта имеет свои особенности:

  • направленность чувств и эмоций : для женской половины характерны чувства, направленные вовне – им интересны переживания других людей, их желания, потребности; мужчины имеют склонность сосредотачиваться на собственных переживаниях;
  • уровень агрессивности : как правило, у мужчин она выше – их агрессивность не считается таким уж отклонением; агрессивная женщина однозначно порицается;
  • восприятие чувств окружающих людей – эмоциональный интеллект: особенности таковы, что по структуре личности мужчины хоть и разбираются в чувствах других, но не сориентированы на сопереживание (гендерная роль не позволяет) и разрешение напряженности через чувства; женщины – и понимают эмоциональные ощущения других, и стараются показать, что сопереживают, тем самым, снимая напряжение.

Стили поведения в конфликте зависят от многих факторов, но все они могут позитивно повлиять на разрешение конфликта, если использовать их сильные стороны и учитывать ограничения.

Для комплексного воздействия на конфликтную ситуацию лучше использовать несколько стилей с учетом изменения событий.

Видео: Конфликт и пути его разрешения