конфликты на работе

Конфликты на предприятии: разрешить и предупредить

Конфликт – это столкновение двух и более сторон. Это определение отражает основную суть ситуации. Конфликты на предприятии – это конфликты специфические, происходящие в условиях трудовой деятельности.

Содержание

Причины и факторы возникновения ↑

Для каждого конфликта существует определенная предпосылка. Все многообразие причин и факторов возникающих столкновений подразделяют на несколько групп.

1. К первой группе относят причины, появление которых характерно для непосредственного хода трудовой деятельности:

  • несогласованные действия группы или отдельных сотрудников;
  • размытая постановка целей и задач отдельного подразделения и его сотрудников;
  • неправильно организованный трудовой процесс;
  • наличие взаимозависимых задач, когда деятельность одного сотрудника зависит от результатов деятельности группы или отдельного работника;
  • множественное подчинение, когда один сотрудник подчиняется нескольким вышестоящим сотрудникам;
  • слабо развитая коммуникационная связь на предприятии;
  • несоответствие физических условий, например, чрезмерный шум или низкий уровень освещенности;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудника, имеющего претензию на высокие показатели в работе, но не владеющего необходимыми знаниями и навыками;
  • неопределенность в вопросе карьерного роста и перспектив дальнейшего профессионального развития.

2.   Вторую группу причин возникновения конфликтов на предприятии составляют факторы, в основе которых лежит психологический личностный феномен, включающий такие черты характера, как завистливость, обидчивость, а также особенности межличностного взаимодействия, построенные на симпатиях и антипатиях сотрудников. Относительно этой группы факторов следует отметить, что подобные личностные качества приводят к тому, что конфликты вызываются стрессами.

3.   Третью группу составляют причины и факторы, отражающие противоречия в должностных обязанностях сотрудников, а также незаслуженные публичные порицания одних работников и необоснованная похвала других.

Каждый конкретный случай имеет определенную причину (или несколько), но в любом случае, конфликт порождается различиями и расхождениями. А они в свою очередь отражают рассогласование системы ценностей, жизненного опыта, возраста, социальных и профессиональных характеристик.

Виды ↑

Конфликты в организации делятся на виды по нескольким критериям:

  1. По характеру влияния . Относительно этого критерия конфликты разделяют на рациональные и иррациональные. Первые представляют такое столкновение между сотрудниками, в результате которого повышается результативность трудовой деятельности. Вторые — это конфликты, которые несут разрушительный характер и причиняют существенный вред предприятию.
  2. По характеру причин : субъективные и объективные. Субъективность причин и факторов представляет собой неправильные действия со стороны руководства или подчиненных, а объективные причины конфликта вскрывают несовершенные механизмы организационного управления, грамотная корректировка которых способствует повышению эффективности предприятия.
  3. По организационной структуре : горизонтальные, вертикальные и смешанные. Для горизонтального конфликта характерно противоречие между отдельными направлениями организационной деятельности. Вертикальные затрагивают разные уровни иерархии. Именно они составляют около 80% всех конфликтов на предприятии. Смешанные конфликты содержат оба вида столкновений.
  4. По количеству участников . Данный показатель позволяет выделить внутриличностные, межличностные, межгрупповые и межгосударственные конфликты. Все они имеют место быть в любой организации. Однако проблема конфликтов на предприятии затрагивает, в первую очередь, конфликты межличностные. В таких ситуациях на первый план выходят личностные качества каждого участника конфликта: нравственные, социальные и психологические свойства.

pochemu_voznikayut_konflikty_na_rabote1 Для предприятия выделены типичные виды подобных конфликтов:

  • столкновение между работодателем и работником;
  • конфликт между руководителями подразделений с целью усиления влияния;
  • ситуация, возникновению которой способствуют симпатии и антипатии между администрацией и сотрудником;
  • конфликт на фоне появления более выгодных условий для работы.

Конфликты на предприятии редко могут быть отнесены к какому-либо одному виду. Зачастую — это совокупность, в которой представлены несколько противоречий, но с разной степенью выраженности.

Управление конфликтами на предприятии ↑

Функцию управления конфликтами на предприятии, как правило, берет на себя менеджер. Именно в круг его обязанностей входит предупреждение столкновений, а в случае, если конфликтную ситуацию не удалось избежать, то он должен предпринять необходимые действия для максимально благоприятного ее разрешения.

Основными способами управления конфликтами в организации являются:

  • сделка (переговоры);
  • выработка общих целей
  • уточнение и разъяснение механизмов ответственности и полномочий;
  • посредничество;
  • арбитраж.

Для опытного менеджера становится очевидной ситуация, когда сотрудники нуждаются в сплочении, объективном изменении условий трудовой деятельности, а когда лучшим решением будет разделение должностных обязанностей сотрудников и сведение к минимуму их совместных действий.

В некоторых случаях управлением конфликтами на предприятии может заниматься руководитель. Такой ход событий возможен при проведении совещаний, дискуссий. Подобные конфликтные ситуации носят конструктивный характер и предполагают положительный результат для всех участников столкновения.

Методы урегулирования и профилактика ↑

На сегодняшний день существует ряд точек зрения на методы урегулирования конфликтов в организации.

Распространенной является модель, в которой отображены следующие типы урегулирования:

  • уход от конфликта;
  • подавление конфликта;
  • управление конфликтом.

1389485268_content Принята и общая классификация, при которой способы разрешения конфликтов разделяют на две большие группы:

1. Стратегические методы , которые руководители применяют в качестве базы для развития предприятия. Кроме того, эта группа методов призвана предупреждать любые деструктивные конфликты.

Сюда относят:

  • планирование социального развития;
  • информирование сотрудников о целях и каждодневной эффективности предприятия;
  • применение точных инструкций с четкими требованиями к деятельности каждого работника предприятия;
  • организация системы поощрений и вознаграждения;
  • использование простой и доступной пониманию каждого сотрудника системы начисления заработной платы.

2. Тактические методы основаны на схеме К. Томаса, предполагающей две базовые тактики, такие как соперничество и приспособление, а также три производные тактики, называемые уклонением, компромиссом и сотрудничеством.

Практика показывает, что успешными профилактическими мерами предотвращения конфликтов на предприятии являются:

  • выделение интегрирующих целей между административным корпусом и сотрудниками организации;
  • определение баланса прав и степени ответственности при исполнении должностных обязанностей;
  • составление свода правил для формирования и дальнейшего функционирования подразделений;
  • грамотное делегирование полномочий и следование иерархической системе на предприятии;
  • применение поощрительных мер.

Влияние трудовых конфликтов на эффективность работы предприятия ↑

Большинство мнений сводится к тому, что конфликт – это явление негативное. Так, в организации конфликты могут приводить к снижению личной удовлетворенности сотрудников и их разобщенности.

Однако в условиях организации зачастую конфликты приобретают позитивные свойства, связанные с повышением эффективности работы предприятия.

Трудовые конфликты и их влияние на эффективность работы предприятия зависят от того, насколько грамотно ими управляют.

Конфликты – неотъемлемая часть социальной, и в том числе трудовой деятельности человека. И здесь важно вовремя предотвратить, а если это не удалось сделать, то максимально безболезненно выйти из конфликтной ситуации.

Для этого необходимо правильно и своевременно распознать причины столкновений, выбрать стратегию и попытаться предугадать результат.

Видео: Управление конфликтом в организации