Конфликт – это столкновение двух и более сторон. Это определение отражает основную суть ситуации. Конфликты на предприятии – это конфликты специфические, происходящие в условиях трудовой деятельности.
- Причины и факторы возникновения
- Виды
- Управление конфликтами на предприятии
- Методы урегулирования и профилактика
- Влияние трудовых конфликтов на эффективность работы предприятия
Причины и факторы возникновения ↑
Для каждого конфликта существует определенная предпосылка. Все многообразие причин и факторов возникающих столкновений подразделяют на несколько групп.
1. К первой группе относят причины, появление которых характерно для непосредственного хода трудовой деятельности:
- несогласованные действия группы или отдельных сотрудников;
- размытая постановка целей и задач отдельного подразделения и его сотрудников;
- неправильно организованный трудовой процесс;
- наличие взаимозависимых задач, когда деятельность одного сотрудника зависит от результатов деятельности группы или отдельного работника;
- множественное подчинение, когда один сотрудник подчиняется нескольким вышестоящим сотрудникам;
- слабо развитая коммуникационная связь на предприятии;
- несоответствие физических условий, например, чрезмерный шум или низкий уровень освещенности;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудника, имеющего претензию на высокие показатели в работе, но не владеющего необходимыми знаниями и навыками;
- неопределенность в вопросе карьерного роста и перспектив дальнейшего профессионального развития.
2. Вторую группу причин возникновения конфликтов на предприятии составляют факторы, в основе которых лежит психологический личностный феномен, включающий такие черты характера, как завистливость, обидчивость, а также особенности межличностного взаимодействия, построенные на симпатиях и антипатиях сотрудников. Относительно этой группы факторов следует отметить, что подобные личностные качества приводят к тому, что конфликты вызываются стрессами.
3. Третью группу составляют причины и факторы, отражающие противоречия в должностных обязанностях сотрудников, а также незаслуженные публичные порицания одних работников и необоснованная похвала других.
Каждый конкретный случай имеет определенную причину (или несколько), но в любом случае, конфликт порождается различиями и расхождениями. А они в свою очередь отражают рассогласование системы ценностей, жизненного опыта, возраста, социальных и профессиональных характеристик.
Виды ↑
Конфликты в организации делятся на виды по нескольким критериям:
- По характеру влияния . Относительно этого критерия конфликты разделяют на рациональные и иррациональные. Первые представляют такое столкновение между сотрудниками, в результате которого повышается результативность трудовой деятельности. Вторые — это конфликты, которые несут разрушительный характер и причиняют существенный вред предприятию.
- По характеру причин : субъективные и объективные. Субъективность причин и факторов представляет собой неправильные действия со стороны руководства или подчиненных, а объективные причины конфликта вскрывают несовершенные механизмы организационного управления, грамотная корректировка которых способствует повышению эффективности предприятия.
- По организационной структуре : горизонтальные, вертикальные и смешанные. Для горизонтального конфликта характерно противоречие между отдельными направлениями организационной деятельности. Вертикальные затрагивают разные уровни иерархии. Именно они составляют около 80% всех конфликтов на предприятии. Смешанные конфликты содержат оба вида столкновений.
- По количеству участников . Данный показатель позволяет выделить внутриличностные, межличностные, межгрупповые и межгосударственные конфликты. Все они имеют место быть в любой организации. Однако проблема конфликтов на предприятии затрагивает, в первую очередь, конфликты межличностные. В таких ситуациях на первый план выходят личностные качества каждого участника конфликта: нравственные, социальные и психологические свойства.
Для предприятия выделены типичные виды подобных конфликтов:
- столкновение между работодателем и работником;
- конфликт между руководителями подразделений с целью усиления влияния;
- ситуация, возникновению которой способствуют симпатии и антипатии между администрацией и сотрудником;
- конфликт на фоне появления более выгодных условий для работы.
Конфликты на предприятии редко могут быть отнесены к какому-либо одному виду. Зачастую — это совокупность, в которой представлены несколько противоречий, но с разной степенью выраженности.
Управление конфликтами на предприятии ↑
Функцию управления конфликтами на предприятии, как правило, берет на себя менеджер. Именно в круг его обязанностей входит предупреждение столкновений, а в случае, если конфликтную ситуацию не удалось избежать, то он должен предпринять необходимые действия для максимально благоприятного ее разрешения.
Основными способами управления конфликтами в организации являются:
- сделка (переговоры);
- выработка общих целей
- уточнение и разъяснение механизмов ответственности и полномочий;
- посредничество;
- арбитраж.
Для опытного менеджера становится очевидной ситуация, когда сотрудники нуждаются в сплочении, объективном изменении условий трудовой деятельности, а когда лучшим решением будет разделение должностных обязанностей сотрудников и сведение к минимуму их совместных действий.
В каких случаях прямой уход от конфликта не применим? Узнай далее .
В некоторых случаях управлением конфликтами на предприятии может заниматься руководитель. Такой ход событий возможен при проведении совещаний, дискуссий. Подобные конфликтные ситуации носят конструктивный характер и предполагают положительный результат для всех участников столкновения.
Методы урегулирования и профилактика ↑
На сегодняшний день существует ряд точек зрения на методы урегулирования конфликтов в организации.
Распространенной является модель, в которой отображены следующие типы урегулирования:
- уход от конфликта;
- подавление конфликта;
- управление конфликтом.
Принята и общая классификация, при которой способы разрешения конфликтов разделяют на две большие группы:
1. Стратегические методы , которые руководители применяют в качестве базы для развития предприятия. Кроме того, эта группа методов призвана предупреждать любые деструктивные конфликты.
Сюда относят:
- планирование социального развития;
- информирование сотрудников о целях и каждодневной эффективности предприятия;
- применение точных инструкций с четкими требованиями к деятельности каждого работника предприятия;
- организация системы поощрений и вознаграждения;
- использование простой и доступной пониманию каждого сотрудника системы начисления заработной платы.
2. Тактические методы основаны на схеме К. Томаса, предполагающей две базовые тактики, такие как соперничество и приспособление, а также три производные тактики, называемые уклонением, компромиссом и сотрудничеством.
Практика показывает, что успешными профилактическими мерами предотвращения конфликтов на предприятии являются:
- выделение интегрирующих целей между административным корпусом и сотрудниками организации;
- определение баланса прав и степени ответственности при исполнении должностных обязанностей;
- составление свода правил для формирования и дальнейшего функционирования подразделений;
- грамотное делегирование полномочий и следование иерархической системе на предприятии;
- применение поощрительных мер.
Каковы особенности конфликтов нового поколения? Читай статью .
О положительных и отрицательных сторонах конфликта читай тут .
Влияние трудовых конфликтов на эффективность работы предприятия ↑
Большинство мнений сводится к тому, что конфликт – это явление негативное. Так, в организации конфликты могут приводить к снижению личной удовлетворенности сотрудников и их разобщенности.
Однако в условиях организации зачастую конфликты приобретают позитивные свойства, связанные с повышением эффективности работы предприятия.
Трудовые конфликты и их влияние на эффективность работы предприятия зависят от того, насколько грамотно ими управляют.
Конфликты – неотъемлемая часть социальной, и в том числе трудовой деятельности человека. И здесь важно вовремя предотвратить, а если это не удалось сделать, то максимально безболезненно выйти из конфликтной ситуации.
Для этого необходимо правильно и своевременно распознать причины столкновений, выбрать стратегию и попытаться предугадать результат.
Видео: Управление конфликтом в организации