социальный конфликт

Классификация основных причин конфликтов в обществе

Конфликты можно классифицировать в зависимости от состава их участников. Спорные ситуации имеют различные способы решения, которые приводят как негативным, так и позитивным последствиям.

Содержание

Виды и субъекты ↑

В зависимости от состава субъектов – участников спорной ситуации выделяют следующие виды конфликтов:

  1. Семейные . Чаще всего это может быть супружеские ссоры, противоречия подростка и взрослого, тещи и зятя.
  2. Межнациональные . Возникают между представителями разных этнических групп. Они могут быть вызваны межрелигиозными, культурными и экономическими спорами. Их последствиями становятся кризисы международных отношений.
  3. Деловые . Начинаются между сотрудниками в трудовом коллективе. Служебные споры могут возникать из-за распределения власти, несовершенства организации и дискуссии о характере и целях производства.
  4. Политические . Возникают между несколькими странами или политическими силами внутри одного государства в организации и распределении власти.
  5. Личностные – между индивидуумами по субъективным причинам. Чаще всего образуются в подростковом коллективе, а также между родителями и детьми по поводу убеждений или идеалов.

Вероятность развития конфликта зависит от того, в какой социальной или возрастной группе возникает спорная ситуация. Например, в молодежной среде они возникают чаще, поскольку в конфликтах подростков со сверстниками больше склонны отстаивать свои интересы.

Причины конфликтов ↑

Причины возникновения конфликтов – это факторы, которые способствуют возникновению конфронтации между его субъектами. Они и определяют характер течения спорной ситуации.

Существует три стадии развития причин, которые способствуют разворачиванию конфликта:

  • взаимозависимости;
  • несовместимость целей;
  • осознание этого противоречия и переход к активному воплощению своих планов за счет противника.

Основные причины спорных ситуаций можно причислить к субъективным или объективным факторам.

Объективные причины – это те причины и признаки спорной ситуации, которые существуют вне зависимости от желания человека. Среди них следует выделить:

  1. Распределение ресурсов . Количество большинства материальных благ, времени и других ценностей ограничено. Для нормального поддержания ситуации люди заинтересованы в получении максимального количества запасов, на которые могут претендовать другие.
  2. Взаимозависимость задач . Ограниченность ресурсов и времени приводит к тому, что группа должна выделять трудовые приоритеты, для того чтобы достигнуть желаемых результатов. Противоречия начинаются тогда, когда нет единого мнения о том, каким способом этого можно достигнуть.
  3. Различие в ценностях, идеалах и представлениях . Приводит к тому, что люди могут оценивать неодинаково одну и ту же информацию, а значит – и реагировать на ее появление. Например, свекровь и сноха могут конфликтовать из-за того, что они были воспитаны в разных условиях и имеют разные взгляды на ведение хозяйства.
  4. Недостаточность коммуникации . Последствием является то, что индивидуум/группы людей с подозрением воспринимают тех, с кем они входят в контакт. Отсутствие доверия делает невозможным сотрудничество и приводит к конфликтам.

3a37d9c83c1cd530cecf6c5a355071a8,640,0,0,0

Субъективные причины конфликтов – это те факторы, которые приводят к возникновению спорной ситуации в результате индивидуальных и психологических особенностей его участников.

Среди социально-психологических источников противоречий следует выделить:

  • разные взгляды, убеждения и предпочтения участников конфликтов;
  • взаимонепонимание;
  • субъективные межличностные оценки и претензии;
  • разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • нежелание идти на компромисс.

К персональным факторам можно причислить особенности поведения индивидуума, которые влияют на качество взаимодействия с другими личностями/группами людей.

Среди них выделяют:

  • наличие внутриличностного конфликта;
  • недостаточная или завышенная самооценка;
  • способность воспринимать критику и самостоятельно анализировать поведения других людей;
  • подверженность вспышкам агрессии.

Личности, в характере которых ярко выражены эти черты (или их отсутствие) намного легче идут на конфронтацию.

Так психологи выделяют следующие конфликтные типы:

  1. Демонстративный . Любит находиться в центре внимания. Отношения к окружающим определяется тем, насколько уважают его эти люди. Из-за этого способен поддаваться на любую провокацию, если ощущает угрозу своему авторитету.
  2. Ригидный . Подозрителен и прямолинеен. Обладает повышенной самооценкой и постоянно требует одобрения со стороны других. Некритичиность к себе и обидчивость приводит к тому, что этот тип намного легче идет на конфликт.
  3. Неуправляемый . Подвержен внезапным вспышкам негативных эмоций. Недостаточно соотносит свои поступки с целями и возможными последствиями.
  4. Сверхточный . Педантично относится к работе и требует этого от других. Уделяет чрезмерное внимание даже незначительной критике. Не способен реально оценивать взаимоотношения с окружающими и из-за этого весьма придирчив.
  5. « Бесконфликтный ». Не обладает самостоятельным мнением, и легко подвергается чужому влиянию, вследствие чего, его несложно настроить на конфронтацию с другим человеком.

Последствия ↑

В психологии существует два способа оценки конфликта. Функциональный метод рассматривает его как ситуацию, которая изменяет нормальное состояние.

Поэтому социологи, которые придерживаются этого направления, находят, что спорные ситуации приводят к исключительно негативным последствиям, а именно:

  • ухудшение в организации;
  • неэффективное распределение сил, отвлечение от других, более насущных проблем;
  • неудовлетворенность участников конфликта и их желание путем подавление воли другого добиться своей цели;
  • обострение эмоциональной обстановки и снижение способности рационально решать проблемы.

Сторонники социологического подхода в конфликтологии считают, что конфликты – это один из ключевых источников прогресса, обновления и изменения ситуации в будущем.

Среди позитивных последствий спорных ситуаций они выделяют:

  1. Кристаллизация интересов . Участники конфликтов, для того чтобы придать большей убедительности свои доводам должны структурировать свои идеи, отбирая лучшее.
  2. Концентрация внимания и ресурсов . Конфликт становится мотивацией для мобилизации деятельности, которой в обычной ситуации достигнуть намного труднее.
  3. Вовлечение пассивных личностей, групп . Конфликт способствует пробуждению интереса к деятельности у менее активных персон.
  4. Повышение способности индивидуума как думать самостоятельно, проявлять лидерские качества, так и работать в коллективе.
  5. Психологическая разрядка скрытого стресса. Особенно эффектно это действует в женском коллективе, где эмоциональный микроклимат играет значительную роль.

1

Способы разрешения ↑

Социологи выделяют пять основных способов решения спорных ситуаций. Типология методов преодоления спорных ситуаций была разработана К.Томасом и включает в себя:

  1. Компромисс . Он состоит в том, что противодействующие стороны прекращают конфликт и путем частичных уступок приходят к прекращению спорной ситуации. Этот способ решения актуален в тех случаях, когда стороны склонны к диалогу, а также, если существует высокая вероятность негативных последствий при дальнейшей эскалации конфликта.
  2. Соперничество . Это противостояние двух сторон, которое завершается навязыванием сильнейшей стороны своего решения. Эта стратегия особенно актуальна в опасных и экстремальных ситуациях, когда нет достаточно времени для принятия другого решения.
  3. Сотрудничество . Это стратегия при которой противостоящие стороны прекращают конфронтацию и начинают взаимодействовать для решения общей проблемы. Она способствует сохранению сил сторон и достижению наилучших результатов для обеих сторон.
  4. Уход . Это избегание рассмотрения конфликтной ситуации для того чтобы выйти или оттянуть начало спора. Он может иметь временный характер (например, для накопления аргументов, ресурсов, сторонников и т.п.), так и привести к полному угасанию противоречия, например при потере актуальности предмета спора.
  5. Приспособление . Это уступка одной из сторон и ее полный и добровольный отказ от борьбы за свои интересы. К такому разрешению конфликта могут привести осознание собственной неправоты или отсутствия шансов на победу в споре, давление внешних факторов.

Выбор способа зависит от следующих факторов:

  • шансы и оценка сил сторон перед конфликтом;
  • уровня понесенного ущерба с начала противостояния;
  • наличие ресурсов и сторонников для поддержания своей позиции;
  • продолжительность ожидаемого конфликта;
  • наличие внешних факторов или третьих лиц, которые могут повлиять на исход спора.

Психологи разработали следующие рекомендации, которые способствуют разрешению конфликтов:

  • попытаться поставить себя на место оппонента и понять его мотивацию;
  • определить базовые интересы противоположной стороны и узнать, есть ли возможность хотя бы частично учесть ее позицию;
  • избегать нерациональных всплесков негативных эмоций;
  • искать взаимовыгодные варианты, на основе которых можно перейти к сотрудничеству.

Видео: Конфликты, их истинные причины и способы разрешения