Конфликтные ситуации неизбежны, пока существует человеческое общество и постоянно меняющиеся модели поведения. Но в какой-то мере предусмотреть их возникновение, разрешить возникший конфликт или сгладить последствия разногласий в силах любого представителя рабочего социума.
- Конфликты в организации и их управление
- Виды и типы
- Причины возникновения и последствия
- Стадии
- Методы разрешения и правила поведения в конфликте
- Профилактика
Конфликты в организации и их управление ↑
Так же, как сама человеческая природа и состоящее из многообразия психологических характеров общество, конфликт – понятие, трактуемое весьма неоднозначно. Наиболее частое его определение – отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Оппозиционные стороны считают свои убеждения, решения, аргументы и действия исключительно правильными и стремятся добиться принятия этой позиции противостоящей стороной.
В людском сознании конфликт – это устоявшийся синоним споров, враждебности, шантажа и угроз. Психологические школы прошлых поколений придерживались мнения, что конфликтов следует избегать, основываясь на четкой организационной структуре и продуманном распределении функций между должностными лицами. Конфликт служил показателем нерационального управления и непродуктивной организационной деятельности.
Современные психологи считают, что в организациях с верной структурой управления конфликты не только вполне допустимы, но и при определенных условиях желательны:
- разногласия помогают проявиться всему многообразию точек зрения;
- делают явной скрытую до этого информацию;
- раскрывают большее число подводных проблем и альтернатив их решения;
- позволяют сторонам конфликта высказать свои аргументы;
- побуждают к более тщательному планированию и эффективному выполнению стратегий развития организации.
Виды и типы ↑
Все организационные противоречия можно упрощенно разделить на два вида:
- Функциональные , приводящие к повышению эффективности деятельности организации.
- Дисфункциональные , ведущие к снижению или уничтожению субъективного (личностного) комфорта и групповых взаимосвязей внутри компании, что неизбежно приведет к спаду рационального управления организацией.
О структуре конфликта читай далее .
Обусловленная выполняемой конфликтом роли во взаимоотношениях внутри организации существует классификация основных конфликтных типов:
1. Внутриличностный (ролевой) конфликт . Принимающий различные вариационные формы, этот тип сводится к возникновению ситуации, когда к результатам работы сотрудника предъявляются двойственные и не стыкующиеся между собой требования. Этот тип характеризует ситуацию, когда производственные требования в силу разных причин идут вразрез с личными планами, ценностями и потребностями конкретного человека. Критическая в рамках одного человека ситуация может быть основана на хронической усталости из-за перегруза рабочими задачами или низкой степенью удовлетворенности своими результатами, постоянным стрессе.
2. Межличностный конфликт – один их самых распространенных типов. Имеет различные проявления:
- борьба руководителей одного ранга за производственные и рабочие ресурсы, денежные средства, продвижение проектов и т.д.;
- различные, а подчас и противоположные взгляды относительно отдельных аспектов деятельности организации;
- столкновения в попытках продвижения по карьерной лестнице («подсиживание»);
- чисто личностные конфликты, не имеющие отношение к деятельности организации – конфликтующие стороны переносят взаимную органическую неприязнь и на рабочие вопросы.
3. Конфликт между индивидом и группой . Возникает при неприятии одним человеком установленных группой норм организационного поведения: потребности оппозиционной личности идут вразрез с установленными группой критериями и ее мнением. Наиболее яркий пример: напряженность между строгим руководителем и группой подчиненных ему сотрудников, считающих его требования неприемлемыми.
4. Межгрупповой конфликт . Возникает между производственными и/или неформальными группами:
- между руководящим составом и «рабочими лошадками»;
- между профсоюзом работников и административным корпусом, чьи взгляды в реалиях крайне редко совпадают;
- производственный конфликт поколений — между более продвинутыми и технически подкованными молодыми специалистами и консервативными, привыкшими работать по старинке, знатоками технологий прошлого века;
- между функциональными подразделениями компании — при попытках одних увеличить результативность и прибыльность своей работы за счет сознательного снижения таких же потребностей других.
Редко какие-либо уровни возможно четко идентифицировать, зачастую они тесно взаимосвязаны и переплетены, несмотря на свои отличительные черты.
Причины возникновения и последствия ↑
Управление конфликтами в организации результативно только в случае понимания природы их возникновения.
Основными причинами конфликтных ситуаций являются:
- необходимость распределения лимитированного количества общих производственных ресурсов: материалов, рабочей силы, денежных средств;
- невыполнение или некачественное выполнение индивидом или группой компании своей работы, которая тесно взаимосвязана с деятельностью других людей или подразделений;
- несоответствие целей рабочей деятельности одного человека или группы людей общим целям организации и уделение собственным большего внимания и сил;
- отличия в видении определенной рабочей ситуации и человеческих или производственных ценностей;
- диаметральность манеры поведения и различия в жизненном опыте, стаже работы, уровне образования нередко уменьшают взаимопонимание и усложняют сотрудничество;
- некачественная коммуникационная связь и информирование, вследствие которых возникает недопонимание происходящей ситуации и ее неверное истолкование.
К остальным причинам можно отнести:
- неоднозначность оценки качества выполняемой работы;
- некорректное распределение должностных обязанностей с пересечением сфер деятельности;
- неточность формулировки выполняемых специалистами функций.
Последствия конфликтной ситуации могут быть:
- Функциональными , заключающимися в решении проблемы приемлемым для всех сторон способом и ведущими к устранению сложности в сотрудничестве и в улучшении качества принятия ответственных решений.
- Дисфункциональными , мешающими достижению поставленных целей: текучесть кадров, снижение производительности, неудовлетворенность коллектива выполняемой работой, проблемное в дальнейшем сотрудничество, усиление конкурентной борьбы с оппозиционной стороной, увеличение враждебности и скрытой или явной агрессии.
Стадии ↑
Конфликт никогда не возникает из ниоткуда в считанные секунды – это всегда накопительный процесс, проходящий определенные этапы иногда в течение длительного времени.
В нем можно выделить следующие стадии:
- Скрытая стадия , обусловленная свойственным практически всем людям стремлением к улучшению своего социального статуса и превосходства.
- Стадия напряженности , степень которой зависит от мощи и реального превосходства более сильной стороны конфликта.
- Стадия антагонизма , как следствие высокой напряженности.
- Стадия несовместимости – собственно, момент непосредственного проявления конфликта.
Методы разрешения и правила поведения в конфликте ↑
Типология основных методов разрешения конфликтных ситуаций такова:
- уклонение от конфликта и воздержание от провокационных действий, ведущих к его возникновению;
- сглаживание острых углов за счет погашения эмоциональных проявлений;
- побуждение оппонента принять точку зрения любой ценой: с помощью аргументов, авторитета и власти, силы и т.д.;
- компромисс , характеризующийся взаимным принятием сторонами точки зрения противника, в некоторой степени удовлетворяющей обоих, – один из самых оптимальных способов, минимизирующий недоброжелательность и гарантирующий решение вопроса;
- решение проблемы — характеризуется всесторонним рассмотрением причин разногласий, готовностью выслушать противоположное мнение и разработкой последовательности действий, ведущей к приемлемому для всех результату.
Правила поведения исходят из методов и в общих чертах представляют собой:
- внимательное рассмотрение вопроса или ситуации, ставших причиной конфликта;
- вежливое и терпеливое отношение к оппоненту;
- готовность услышать его мнение и войти в его положение;
- предложение вариантов решения конфликта компромиссным способом.
Ревную мужа к ребенку от первого брака: что делать? Советы психолога здесь .
Как заставить любовника ревновать и бояться потерять? Читай статью .
Профилактика ↑
Профилактика конфликтов заключается в способности административного органа правильно организовать рабочую деятельность взаимодействующих субъектов, которая исключала бы или хотя бы сводила к минимуму любое проявление разногласий и возникновение спорных ситуаций.
Профилактика требует меньших временных и ресурсных затрат, нежели последующее конструктивное разрешение уже возникшего конфликта.
Предупреждение противоречий вполне могут осуществлять как сами участники – индивидуально или в составе производственных групп, так и специалисты-психологи и менеджеры по работе с персоналом, в обязанности которых входит диагностика психологического комфорта работников организации.
Дальновидный руководитель тоже будет стараться находиться в курсе происходящего и отслеживать первые признаки проявления конфликтных ситуаций.
Любые конфликты в организации ведут к возникновению нервозности в коллективе и серьезному снижению эффективности работы. И, поскольку они все-таки неизбежны, необходимо уметь увидеть их первичные признаки, купировать всякое развитие конфликта и выработать стратегию решения проблемы.
Видео: Конфликт в организации. Природа конфликтов