В наше время всё чаще проявляется гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста. Каковы её признаки? Как с ней бороться? Как должны вести себя родители гиперактивного ребёнка? Всё это важные вопросы, требующие своевременного ответа.
- Гиперактивность у детей. Что это такое
- Симптомы
- Причины
- Диагностика и лечение
- Как успокоить ребёнка
- Советы психолога
- Надо ли принимать лекарства
Гиперактивность – психическое состояние, основанное на поведенческом расстройстве. Она связана с превышением нормальной активности. При этом человек чересчур возбудим и в своём поведении руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом.
Гиперактивность у детей. Что это такое ↑
Данное понятие возникло в 60-х годах прошлого века, когда её считали патологическим состоянием, которое было вызвано незначительными расстройствами функций головного мозга.
В 80-х годах превышающая норму двигательная активность получила статус самостоятельного заболевания. Её стали называть СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Данным синдромом страдают дети дошкольного возраста, начальной и средней ступеней обучения, у которых произошло нарушение функций ЦНС. При этом у них наблюдается снижение концентрации внимания, плохая память и проблемы в обучении.
Мозгу ребёнка с СДВГ трудно воспринимать и обрабатывать информацию, у него отсутствует чёткая мотивация к учёбе.
Синдром гиперактивности у детей начинает проявляться в 2-3 года, когда они начинают посещать детский сад. В большей степени поведенческое расстройство становится заметным в начальной школе, когда ребёнку нужно учиться, долгое время проводить за партой, быть сосредоточенным и внимательным.
Симптомы ↑
Чтобы поставить диагноз СДВГ, нужно провести наблюдение за поведением ребёнка как минимум в двух социальных группах и подтвердить его сходство.
Каковы признаки скрытой шизофрении? Читай далее .
В раннем возрасте сделать это бывает трудно, так как младенцы до года обычно находятся только с матерью и отцом, то есть в семье. Когда малыш поступает в дошкольное учреждение, он попадает во вторую социальную группу. Поведение в ней может быть сходным с домашним или резко отличаться от него.
Наблюдая за ребёнком, родители сами способны увидеть тревожные признаки у ребёнка и вовремя обратиться за психологической помощью. Опытные психологи и педагоги помогут определить, с чем связана такая активность.
Основные симптомы гиперактивного поведения делятся на две группы.
Признаки дефицита внимания | Гиперактивность и импульсивность |
Сниженный уровень избирательного внимания:
|
Бесконтрольные движения руками и ногами при волнении |
Отсутствие сохранности внимания:
|
Вскакивания с места, резкие подъёмы и быстрый бег |
Обращение к ребёнку не вызывает у него никакой реакции (он как будто не слышит) | Неспособность сохранять статическое положение даже в очень короткие промежутки времени |
Дезорганизованность, часто перескакивает с одного на другое | Разговоры на занятиях, самопроизвольные выкрики |
Отсутствие желания выполнять трудные задачи и упражнения, которые требуют серьёзного умственного напряжения | Неспособность дождаться окончания вопроса, преждевременная попытка ответить |
Забывчивость | Вмешательство в дела и разговоры других людей |
Отвлекаемость на малейший шум или движение со стороны | Отсутствие способности соблюдать очерёдность и уступать другим детям |
Частая потеря вещей |
У разных детей проявляется каждый признак какой-либо одной группы, но встречаются и те, и другие.
Таким образом, признаками, которые должны подсказать родителям, что ребёнку нужна квалифицированная помощь психолога, невролога, психиатра, следующие:
- чрезмерно высокая двигательная активность;
- импульсивность;
- резкие перепады настроения;
- повышенная возбудимость;
- непрекращающийся дефицит внимания.
Причины ↑
К основным причинам проявления гиперактивности у детей относятся:
- трудные и преждевременные роды;
- родовые травмы;
- поздняя беременность матери;
- различные инфекции, в том числе и внутриутробные;
- лёгкие травмы, полученные ребёнком в результате падения и ударов головой;
- отравление опасными веществами, например, свинцом;
- плохое питание;
- асоциальное поведение родителей и др.
По статистике данным синдромом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети мужского пола значительно крупнее по весу, мозг у них созревает позже. В связи с этим они чаще получаются различные виды травм как в утробе матери, так и во время родов.
В наше время СДВГ страдают до 10% детей начального школьного возраста.
Ребёнок 8-10 лет должен активно учиться и нормально вести себя в социуме. К нему предъявляются требования от учителей и родителей в проявлении самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности.
Однако гиперактивному ребёнку трудно соответствовать претензиям взрослых. К выше обозначенным симптомам могут добавиться бессонница или беспокойный сон, ночной энурез, расстройство речи, сердечные приступы.
Диагностика и лечение ↑
Диагностика гиперактивности осуществляется в результате комплексных наблюдений целой группы специалистов. Если они обнаруживают присутствие всех признаков гиперактивности (см. в таблице), то ребёнку может быть поставлен диагноз СДВ или СДВГ.
- В этом случае назначаются препараты ноотропного типа, которые улучшают кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, усиливают его функциональность и восприимчивость к окружающей действительности.
- Вторая, главная, составляющая лечения данного синдрома заключается в организации психолого-педагогической помощи. Применение медикаментозных средств не всегда необходимо и желательно. Хорошо налаженная система занятий с гиперактивным способна устранить все существующие проблемы.
В помощь педагогам родители должны поддерживать хорошее физическое самочувствие ребёнка, повышать его иммунитет. К тому же не стоит пренебрегать успокоительными народными средствами.
Только комплексными мерами и совместными усилиями можно помочь ребёнку преодолеть трудное психическое состояние, которое мешает нормально обучаться в школе. Грамотная коррекция поведения способна повлиять на успешность школьника с СДВГ.
Как успокоить ребёнка ↑
Гиперактивные дети от быстрых хаотичных движений в течение дня сильно перевозбуждаются.
Что делать родителям, чтобы «утихомирить» своё чадо перед сном:
- сменить обстановку (перейти из одной комнаты в другую, где тихо и спокойно);
- предложить ребёнку посмотреть в окно, на небо или проезжающую машину, идущих по дороге людей;
- выпить воды или чашку чая с травками, съесть что-нибудь сладкое;
- полежать (поиграть с игрушкой) в тёплой ванне с пеной и полезными отварами лекарственных растений;
- сделать расслабляющий массаж под спокойную мелодию;
- перед сном мама или папа могут побыть с ребёнком некоторое время, почитать ему книжку или просто поговорить. Особенно это важно, когда мальчик или девочка учатся в школе.
Всё это поможет настроиться ребёнку на здоровый спокойный сон, а утром он встанет бодрым, весёлым и настроенным на позитивную деятельность.
Каков план работы с одаренными детьми в детском саду? Читай статью .
О программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду читай далее .
Советы психолога ↑
- В любой ситуации родители должны сохранять спокойствие. Оно передастся ребёнку, и он придёт в норму.
- Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Каждый запрет нужно объяснять: Почему нельзя! При этом родительский ответ должен быть аргументированным и содержать возможные альтернативные решения.
- В разговоре с ребёнком важно как можно реже использовать отрицательную частицу НЕ и слово НЕТ. У большинства людей мозг на них не реагирует.
- За каждый позитивный момент в поведении и учёбе ребёнка должно следовать поощрение. Можно заранее договориться о системе бонусов. Но родителям никогда не следует обманывать малыша.
- Гиперактивные дети, да и почти все мальчики, воспринимают только конкретные, чёткие задачи. Поэтому родители должны использовать короткие реплики с точным смыслом.
- Последовательность действий – важный фактор для невнимательного ребёнка. Малыш должен получать задания по очереди друг за другом, все вместе он вряд ли запомнит и сделает, как это нужно. Задания должны иметь чёткое начало (сначала вымой руки) и законченность (потом садись за стол).
- Время – ещё один «враг» гиперактивного ребёнка, с которым ему постоянно приходится бороться. В этом случае родителям следует устанавливать строгий регламент для выполнения какого-либо дела. Можно использовать звууковой сигнал или будильник, который станет напоминанием об окончании работы.
- Похвала, ласка и нежность со стороны близких родственников особенно необходимы ребёнку с СДВГ. Такие дети чувствительны к проявлению доверия и доброты.
- В большинстве случаев гиперактивные дети ведут себя неадекватно из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Совместная деятельность не только вселит в них уверенность в собственных силах, но и поможет общению и взаимопониманию.
- Переутомление опасно для ребёнка с СДВГ, поэтому важно избегать его и чаще менять виды деятельности.
- Чёткий режим дня, правильное питание и здоровый восьмичасовой сон – важные составляющие в организации деятельности и создании ситуации успеха для гиперактивного ребёнка.
- Любые занятия спортом, подвижные игры и трудовые поручения могут забрать в себя излишки двигательной активности. Как определить, что подойдёт для конкретного ребёнка? Можно попробовать разные занятия: бег, игровые виды спорта, плавание. Разнообразие поможет ребёнку в поиске того, чего он хочет.
Надо ли принимать лекарства ↑
Медикаментозное вмешательство возможно тогда, когда все психолого-педагогические методы и приёмы испробованы. Как лечить ребёнка и какие препараты использовать при этом, может решить только врач.
Чтобы не усугубить ситуацию, важно получить профессиональную консультацию и последовать назначениям доктора.
Видео: Школа доктора Комаровского