Детская одаренность — это закономерности возрастного развития. Каждый период детства имеет некоторые предпосылки развития способностей. Поэтому план работы с одаренными детьми должен учитывать, что даже самые благоприятные условия для развития ребенка могут способствовать исчезновению признаков одаренности.
Цели и задачи ↑
Цель — создание специфических условий для развития ребенка, способствующих повышению качества обучения, расширению возможностей развития индивидуальных способностей, улучшению условий социальной адаптации, гармонизации отношений в системах «педагог – одаренный ребенок», «одаренный ребенок – ребенок», «одаренный ребенок – родитель».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- выявление одаренности еще на уровне доу;
- развитие личности одаренного ребенка;
- развитие учебной деятельности;
- развитие «Я-концепции»;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных и рефлексивных умений.
Виды одаренности ↑
Основная классификация учитывает характер деятельности и предполагает выделение следующих видов детской одаренности:
- в практической деятельности . В этом виде отмечают ремесленные, организационные и спортивные способности;
- в познавательной деятельности . Интеллектуальную одаренность соотносят с предметным содержанием деятельности, например, одаренность в сфере интеллектуальных игр;
- в художественно-эстетической деятельности : хореографическое и сценическое мастерство, литературно-поэтический, изобразительный и музыкальный талант;
- в коммуникативной деятельности представлены лидерская и аттрактивная одаренность;
- в духовно-ценностной деятельности. Особый вид одаренности. Он предполагает создание новых духовных ценностей и служение людям.
Специфическая система разделения одаренности по видам представлена тремя основными сферами, в которых проявляются способности детей:
- Академическая . Она связана с успеваемостью ребенка. Одаренность позволяет учиться с легкостью, что приводит к успехам в дальнейшем освоении профессии и трудовой деятельности;
- Интеллектуальная . Этот вид связан с особенностями мышления и предполагает умение мыслить, анализировать и систематизировать информацию;
- Творческая одаренность . Включает не только способности к изобразительному или музыкальному искусству. К этому виду относя, в первую очередь, умение креативно мыслить, наполнять жизнь эмоциями и формировать нестандартное восприятие мира.
Стратегия ↑
1 этап. Выявление даровитых детей
Этап предполагает проведение следующих мероприятий:
- анализ особенных успехов и достижений ребенка в учебной деятельности;
- создание базы данных одаренных детей;
- психологическую диагностику актуальных и потенциальных способностей детей;
- обеспечение преемственности между дошкольными и начальными образовательными системами посредством создания единой системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.
2 этап. Создание условий для развития способностей
На этом этапе проводятся меры, предполагающие помощь и стимулирование в вопросе одаренности:
- создание для ребенка ситуаций успеха и уверенности на основе индивидуального обучения и воспитания;
- включение в учебный план школы факультативных занятий, предполагающих углубленное изучение школьных предметов;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательских мероприятий;
- организация и активное участие в интеллектуальных играх, тематических конкурсах, олимпиадах по предметам школьной программы, научно-практических конференциях;
- публикации в СМИ;
- оформление стендов, например, «Лучшие учащиеся школы»;
- система поддержки одаренных детей на уровне муниципалитета;
- работа с педагогами и родителями.
Что такое креативность? Определение понятия можно узнать из статьи .
3 этап. Контроль развития познавательной деятельности
Предполагается тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, а также отслеживание обязательного участия одаренных детей в конкурсах разного уровня.
Формы работы ↑
Работа с одаренными детьми ведется по нескольким формам, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка:
- занятия в группах;
- кружки по предметам и интересам;
- тематические конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность.
План работы с одаренными детьми ↑
План работы с одаренными детьми в школе предполагает разработку и активное внедрение в учебный процесс программ, способствующих выявлению и развитию интеллектуального потенциала. Задача учителя – максимально использовать инновационные технологии на уроках.
По русскому языку и литературе
Основа обучения – выявление проблемы. Ориентируясь на выбранную тематику, работу строят по следующей схеме:
- в начальной школе дети знакомятся с понятием «язык», изучают словесные единицы;
- постепенно задания усложняются. Во 2 классе в программу включают схемы, на уроках литературы предлагают задания, в которых ученики сравнивают свои черты характера с характерами персонажей;
- 3 класс знаменуется введением в программу ролевых игр. Учителя могут предоставить возможность выбора: отвечать письменно или устно;
- дальнейшая работа по развитию способностей представляет собой стимулирование к самостоятельной творческой деятельности.
По математике
Упор делается на участие одаренных учеников в математических олимпиадах:
- выявив одаренных детей, учителя проводят работу в классах по уровням — отстающие получают более простые задания, одаренным детям необходимы креативные математические задачи с возможностью подойти к решению неординарно;
- проведение конкурсов и состязаний между командами или классами;
- при составлении плана на год ориентируются на даты, к которым можно приурочить мероприятие, например, день рождения известного математика.
По физической культуре
Задача учителя — дать максимальную физическую нагрузку одаренному ребенку для улучшения его спортивных достижений:
- нагрузка определяется возрастными особенностями и уровнем физической подготовки ребенка;
- спортивные мероприятия проводятся в соответствии со временем года;
- активно привлекаются родители, например, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».
По физике и химии
Для одаренных детей по этим предметам предполагается решение задач повышенной сложности:
- изучение литературы, отражающей новейшие открытия в области физики и химии;
- проведение внутришкольных и междушкольных мероприятий по предметам;
- включение в уроки возможностей проведения экспериментов с интересными материалами и наглядными результатами.
Что такое вертикальная интеграция? Читай далее .
Что такое адаптация ребенка в детском саду? Узнай из статьи .
По географии и биологии
Эта область знаний предполагает работу с одаренными детьми в форме научно-исследовательских конференций:
- уже в детском саду выявляются способности ребенка к исследованию окружающего мира;
- привитие детям самостоятельного исследовательского интереса посредствам проведения уроков вне школы, т.е. включение экскурсионных программ;
- проведение географических состязаний и конкурсов по биологии.
По истории и обществознанию
Основное направление программы по этим предметам – творческие проекты, презентации и тематические доклады со стороны одаренных детей:
- в начале учебного года определяют тематику работы;
- в течение учебного года раз в четверть проводят одно из запланированных мероприятий;
- проведение уроков-дискуссий;
- обмен мнениями об исторической литературе.
По музыке и изобразительному искусству
Выделенная сфера предполагает, что одаренные дети посещают дополнительные занятия:
- план работы строится на распределении в течение учебного года конкурсов рисунков, приуроченных к памятным датам и событиям;
- конкурсы музыкального исполнения и участие одаренных детей в тематических праздниках;
- дети-музыканты и дети-художники активно участвуют в жизни школы.
В работе с одаренными детьми важен личностно-ориентированный подход. В исключительных случаях составляют индивидуальный план обучения.
Видео: Работа с талантливыми дошкольниками