Итеграция в педагогике

Современное общество требует новых подходов к процессу обучения подрастающего поколения. Интеграция в педагогике – основной путь для решения проблем успешной реализации бывших школьников в окружающем мире. Поэтому важно знать, что она собой представляет.

Содержание

Интеграция есть объединение нескольких идей, точек зрения, сфер деятельности и т.д. в одно целое. В педагогической науке данное понятие играет особую роль. Bonn, Gymnasium

Большинство учёных и практикующих педагогов сходятся в том, что для осуществления продуктивной деятельности и интеллектуального развития, для воспитания и социализации школьников необходимо проводить комплексную интеграцию на всех образовательных уровнях.

Интеграция в педагогике: что это такое ↑

Педагогическая интеграция – сложное, многоуровневое понятие, включающее различные подходы.

По-мнению В.С.Безруковой, определение в педагогике может происходить на разных основаниях:

  • как «высшая форма взаимосвязи» с нерасторжимостью различных компонентов, новые объективность, структура и функции объектов, вступающих в связь;
  • как «высшая форма выражения единства» всех составляющих, которые определяют содержание образования;
  • как создание крупных педагогических единиц за счёт объединения взаимосвязанных компонентов учебно-воспитательного процесса.

stacks_image_28 Точного определения пока что нет, хотя в практической деятельности существуют понятия, связанные с данным словом. Разные учёные стараются трактовать его в зависимости от собственной позиции.

Например, О.Г.Гилязова считает, что педагогическая интеграция есть «система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром». Н.С.Сердюкова говорит, что данное понятие – это «процесс сближения и связи наук, представляющий высокую форму дифференциации на качественно новой ступени обучения».

В определении педагогической интеграции почти все учёные основываются на ее процессуальных характеристиках.

Таким образом, она может быть определена, как многокомпонентная, хорошо структурированная, целесообразно организованная связь всех элементов образовательной системы, которая в результате должна привести к саморазвитию обучающегося. article-1228716-05AA0DBA0000044D-663_634x404

Уровни и формы ↑

В процессе педагогического взаимодействия ребёнок должен научиться воспринимать окружающий его мир как единое целое. Ему необходимо освоить способы осознания связи между явлениями и предметами, чтобы нарисовать общую картину. Кроме того, он должен обладать умением видеть предмет с разных сторон.

Эффективная познавательная деятельность ребёнка возможна при определённых условиях, которые возникают на разных уровнях интеграции.

Внутрипредметная

Внутрипредметная интеграция происходит в системе знаний по одной школьной дисциплине. Разрозненные понятия, факты, правила и т.д., касающиеся одной области знания, объединяются в стройную систему.

В процессе преподавания учитель объединяет учебный материал в крупные блоки, что позволяет изменить структурное содержание предмета. Таким образом, ученик получает возможность получить полную информацию о предмете, а педагог может сделать обучение более ёмким. 655448581

Данный уровень интеграции предполагает создание спиральной структуры изложения учебного материала, огранизованного по принципу концентричности. То есть, процесс познания происходит двумя путями: от общего к частному или наоборот.

При этом новые знания вводят порциально, постепенно, расширяя и углубляя имеющийся круг представлений по конкретному предмету.

В практике традиционного преподавания присутствует дробность и разрозненность знаний, что снижает продуктивность учебной деятельности обучающегося.

Ещё Л.Н.Толстой говорил о том, что стремление учителей к «размельчению материала без меры» мешает детям воспринимать знания как нечто живое и сложное, лишает их интереса к самому процессу познания.

Современное преподавание требует, чтобы учитель пошёл по пути «укрупнения знаний». В этом ему может помочь технология УДЕ, которая предполагает: razvitie-rebenka-v-3-goda-2

  1. Одновременное изучение родственных тем и разделов.
  2. Обобщение заданий и упражнений:
  • самостоятельные действия на основе сравнения и обобщения, индукции и аналогии;
  • работа с деформированным материалом;
  • составление схем, графических формул, таблиц и т.п.;
  • наглядно-образные представления – самостоятельный подбор и выполнение картинок, рисунков, иллюстративных изображений;
  • создание перспективы знаний и их применения.

Межпредметная

Межпредметная интеграция проявляется в умении использовать ЗУН по одному предмету при изучении другого. При этом ученик получает возможность овладевать знаниями в комплексе, воспринимать общенаучные понятия, категории, явления и подходы целостно.

Построение учебного процесса и структурирование содержания учебного материала на данном уровне интеграции может осуществляться несколькими путями.

Подход

Основные особенности

Формы

Горизонтальная

Установление межпредметных связей на основе одинаковых научных знаний во избежание повторов и для экономии учебного времени.
  • фактические,
  • понятийные,
  • конкретные.
  • акцентирование,
  • создание образов, символов,
  • проблемно-поисковая ситуация,
  • творческое упражнение

Вертикальная

Установление межпредметных связей, чтобы формировать различные объединённые типы мышления (гуманитарно-экологическое, физико-математическое, др.) и создания целостной картины мира.

Интегрированный урок (занятие)

1. Эпизодическое использование материала из других областей знания.

  1. Особая структура и методика проведения.
  2. Сочетаемость предметов.
  • лекции,
  • экскурсии,
  • исследования,
  • проекты,
  • наблюдения (самостоятельные и в группе)

Интегрированный курс

Блочная структура учебного материала, способствующая развитию комплексного мышления и целостности восприятия.

Системная

Системная (межсистемная) интеграция предполагает объединение знаний, содержащихся в различных образовательных областях.

Она возникает в результате активного развития государства, установления новых социальных взаимосвязей, формирования общества нового типа. Школа уже не является центром жизни и деятельности ребёнка.

Идеи и задачи ↑

Чтобы осуществлять комплексное воздействие на формирование и развитие ребёнка в современных условиях, разрабатывается многоуровневая модель взаимодействия, связанная с различными этапами взросления подрастающего поколения. 08

  1. Интеграция дошкольного и начального школьного образования . Изучение первоначальных понятий и явлений основных образовательных областей в ДОУ позволяет учителю начальной школы организовывать дальнейшее обучение на более высоком уровне и углублённой основе. При этом появляется возможность по развитию особых способностей детей.
  2. Объединение внутришкольных ступеней обучения позволяет педагогам осуществлять комплексную образовательную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся и выпускать человека с устойчивыми знаниями, умениями и социальными навыками.
  3. Слияние дополнительного и общего образования даёт возможность выявить творческих и одарённых личностей и определить направленность их деятельности.
  4. Слияние специального и общего образования – современная государственная стратегия, предполагающая вовлечение во взаимодействие детей с различными возможностями здоровья. Основной принцип её заключается в гуманизации общества, в формировании умения воспринимать людей с ОВЗ как равных себе.
  5. Объединение науки и образования – высшая ступень в образовании. Выпускник школы, имеющий определённый багаж знаний должен пополнить и расширить их с научной и практической точки зрения, чтобы успешно реализоваться в жизни. Стремительно развивающееся произвоство, внедрение новых подходов и создание новых технологий не терпит недоучек.

Таким образом, человек от рождения до полного взросления проходит все этапы педагогической интеграции. Уровень его успешности и карьерный рост показывают, насколько эффективно осуществлялась его деятельность на этом пути.

Видео: Новые образовательные стандарты