Нет страха: Норма ли?

Страхи сопровождают жизнь человека, чередуясь и меняясь в зависимости от возраста, свойств темперамента, ситуационных моментов и сложившихся обстоятельств. Установлено, что отсутствие страха возможно, но рассматривается оно как некоторая патология.

Содержание

Инстинкт самосохранения ↑

Он представляет собой врожденную форму поведения, которая свойственна каждому живому организму, и человеку в том числе. Благодаря этому инстинкту люди способны предпринимать действия во избежание опасности. Инстинкт самосохранения может реализоваться через болевые ощущения и чувство страха.

Несмотря на весь негативный оттенок, заложенный в слове «страх», существует понятие и здорового страха, который:

  • не нарушает ход мышления;
  • выступает в роли защиты от опасности;
  • возникает до того, как возникает реальная угроза.

Специалисты пришли к выводу, что страх – это значительный фактор эволюционного развития. Благодаря этому чувству совершались масштабные открытия и осваивались новые теории, привлекая скрытые ресурсы организма человека.

Для некоторых людей освобождение от страхов становится целью жизни. Они применяют самые разные знания и навыки для того, чтобы стать более смелыми, тем самым предполагая, что смелость – это полное отсутствие страха.

По мнению А. Ридмуна «Смелость — это не отсутствие страха, а знание, что ваша жизнь является чем-то более важным, чем страх».

Отсутствие страха – болезнь? ↑

Ответ на этот вопрос однозначен. Отсутствие страха – это патология. Нормально функционирующий живой организм испытывает страх. Так формируется защитная реакция организма, цель которой – избежать опасности.

Страх мобилизует силы организма, а его отсутствие делает человека нежизнеспособным.

Причины бесстрашия у детей ↑

Каждый ребенок имеет определенные страхи. Это связано с особенностями развития в разных возрастных периодах.

Страх для ребенка – это некоторая преграда, позволяющая отделять правильные и неправильные, полезные и опасные действия и поступки.

Если страх отсутствует, то и развитие личности ребенка нарушается. В таком случае нет возможности оценить реальную опасность и принять попытки ее избежать.

Дети подвержены двум видам страхов:

  1. Врожденные : страх громких и резких звуков, страх потерять опору.
  2. Приобретенные . Это страхи, полученные в результате жизненного опыта и взаимодействия в социуме.

Двухлетний ребенок еще не осознает, что собака на улице может укусить, а если мама уходит, то она может не вернуться. Это признак нормального развития личности ребенка.

55bbdbf7-2133-46bd-ad79-8dd60cc4545b

У него нет еще подобного негативного опыта, а значит и страха нет. В этом возрасте дети активно познают мир и не боятся новых открытий. Задачи взрослого в этот период – защита малыша и обеспечение его безопасности.

В некоторых случаях специалисты говорят, что отсутствие страха – это синдром развивающегося аутизма. Ребенок находится в своем воображаемой мире и не тревожится перед опасностью. Даже болевые ощущения снижаются или полностью отсутствуют. При таком расстройстве наблюдается пониженная чувствительность нервных окончаний.

Взрослея, такие дети учатся контролировать опасные воздействия и адекватно их оценивать.

В книге А. И. Захарова под названием «Дневные и ночные страхи у детей» приводится следующая статистика»:

  1. Наиболее распространенный страх у детей второго года жизни — страх резких звуков – в 52% случаев в независимости от половой принадлежности.
  2. Второе место занимает страх одиночества : в 44% подвержены мальчики, в 34% девочки.
  3. Затем следуют страхи перед уколами , врачами.
  4. У мальчиков в возрасте 2 лет особенно интенсивно проявляется страх перед засыпанием , т. к. в этом возрасте им чаще снятся кошмарные сны.
  5. Возраст от 3 до 5 лет знаменуется возникновением триады страхов: страха одиночества, замкнутого пространства и темноты . Пугающие персонажи вроде Бабы Яги появляются не только во снах, но и поселяются в фантазиях впечатлительного ребенка в дневное время.
  6. Дошкольный период, включающий период 6-7 лет, связан со страхом смерти . Личность ребенка претерпевает в это время особые изменения, вступая на новый, более зрелый уровень нравственности. Такому страху более подвержены девочки, ведь инстинкт самосохранения у них выражен более интенсивно.
  7. В 7-11 лет появляется страх перед общественным мнением , страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Кроме того, школьники в этом возрасте боятся природных аномалий: наводнений, бурь и землетрясений. Связано это с присущим возрасту магическим мышлением и склонностью верить в рок, суеверия и таинственные события.

Детские страхи могут проходить самостоятельно, и в случае грамотно выстроенного воспитательного процесса практически не оставляют серьезных последствий для психического становления личности ребенка.

Если же родители замечают, что чувство страха имеет некоторые отклонения от нормы, то обращение к специалисту необходимо. Психолог составит программу коррекции и поможет справиться с проблемой.

Анатомический виновник ↑

В своем исследовании Д. Фейнштейн сделал вывод о том, что миндалины мозга функционируют на инстинктивном уровне. Их повреждение приводит к тому, что человек полностью лишается чувства страха.

В ходе эксперимента были проведены различные манипуляции с целью напугать женщину с редкой генетической болезнью. Болезнь Урбаха-Вита уничтожила у нее миндалины мозга еще в детском возрасте. Все попытки оказались неудачными, что позволило ученому подтвердить гипотезу о значении миндалин мозга в формировании чувства страха.

Ряд исследователей оспаривают подобную теорию, утверждая факт формирования страха как комплексного нарушения нескольких структур мозга.

Однако, мнение о том, что это чувство развивается в результате сбоя локального участка мозга, находит все больше подтверждений.

Страх представляет собой особую эмоцию. Психологическая наука рассматривает ее в негативном аспекте. Но отсутствие страха может стать не меньшей угрозой для здоровья и развития личности. Своевременно выявленная патология позволит избежать многих неприятностей и обогатить жизнь человека естественными впечатлениями.

Видео: Смелость = преодоление