проблема страха

Проблема страха в работах философов прошлого и в сознании настоящего

Все хорошо в меру. В то время как здоровая тревога и опасения уберегают нас и наших близких от опасностей, отсутствие страха или панический страх (фобия) является разрушительным, нерациональным болезненным состоянием.

Содержание

Такое отклонение, проблема страха интересует и изучается психологами разных поколений и многих стран.

Исследования известных психологов ↑

Философия далекого прошлого

1.  Первым философом, высказавшим идею о том, что только знания ведут нас к обретению свободы от страхов, стал Эпикур . По крайней мере, он первый оставил об этом запись в анналах.

2.  Великий Платон выдвинул другую идею. По его мнению, обладание чем-то порождает страх это что-то потерять. Наверное, бесстрашие спартанцев, а затем революционеров объяснялось тем, что им нечего было терять, «кроме своих цепей». Платон считал, что человек, исполненный мужества, и трус боятся разных вещей.

По Платону стремящийся к наживе индивид всегда живет в страхе. Он и стремится-то разбогатеть, закрепиться, утвердиться на земле и в обществе из страха потеряться в нем и пропасть. Философ называл страх отцом лжи.

3. Аристотель раскрыл другой аспект появления страхов. Он считал первопричиной нарушение в межличностных отношениях в окружающей среде: семья, друзья и т.д. Он даже покритиковал постулаты религии. В Ветхом завете страх приветствуется, как вина за нарушения божественных заповедей.

Кроме того, он является основополагающей силой, удерживающей трепетное благоговение перед тайной божественного бытия.

Аристотель: «В примитивных верованиях почитание Божества основывалась на страхе. Но страх вызывает ужас и неминуемое негодование. Природа человеческая в сущности своей хранит сознание, что Великое Начало Начал не имеет ничего общего с ужасом».

4. Р. Декарт первый ввел понятие дуализма, двойственной природе человеческих страстей. По мнению Декарта их формируют как физические телесные процессы, так и психическая деятельность души, а причиной страха являются неожиданные непредусмотренные случайности. То есть страх – это огромное изумление и трусость.

В своих трудах Декарт систематизировал появление страхов:

  1. Изначально – обладание каким-то благом и удовлетворенность души по этому поводу. Появляется ревность – один из видов страха потерять это благо.
  2. К изначальной удовлетворенности постепенно примешивается неудовлетворенность возможностью потери.
  3. Душа или мечется или находится в нерешительности (еще один вид страха), что заставляет человека делать выбор:
  • преодолевает страх осмысленным действием;
  • желание поступить правильно и страх ошибки удерживает от любых действий.

Психология современности

Современные психологи в панике. Они не были готовы к появлению страхов, которые привнесены новыми социальными, экономическими, политическими, экологическими и образовательными реалиями жизни.

Они лихорадочно изучают страх потери родины, очага, негатива от сильного внешнего врага. Изобилие информации породило страх перед глобальными катаклизмами. Такие умные, логически мыслящие люди не могут не предвидеть появления новых заболеваний в связи с изменениями жизненных условий.

Юные фобии, как лакмусовая бумажка, правдиво отражают внутреннее состояние общества. Страхи всегда выдают или хотя бы намекают на причины, условия, в которых они появляются.

Пример. Члены доклассового общества панически боялись потусторонних сил. Это было главной фобией. Позднее доминируют страхи немилости правителя, болезни, яда и т.д. Страх завоевания, порабощения и по сей день является одним из основных двигателей прогресса (как это ни грустно).

Как только появились психологи, они сразу стали все переживания, эмоции объяснять и укладывать в логические цепочки, еле-еле успевая за историей:

  1. Так Вильгельм Райх написал книгу «Психология масс и фашизм», в которой все разложил по полочкам и наглядно объяснил, почему в обществе, где тысячелетиями подавлялись (страхом, между прочим) первичные биологические потребности (секс, например), просто не мог не вырасти фашизм.
  2. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм объяснил, почему страх перед миром превращается в зависть, ненависть и месть. А дальше человек защищается от затоптавшего его мира с помощью разрушения, уничтожения. Фромм делит агрессию на «злокачественную» и «доброкачественную». Интересно, что в основании, в причинах появления каждой из них есть страх, только он разный. Об этом психолог рассказывает миру в своих трудах «Душа человека» и «Бегство от свободы».
  3. Наши русские ученые привычно работают с тем, в чем живут. И Андрусенко в «Социальных страхах», и Гордон, и Клопов в издании «Что это было?» объясняют причину появления страхов воздействием тоталитарного политического режима. Они считают, что взращенный террором страх уничтожает критическое сознание и политическую культуру. Спорно. Не по-русски как-то.

filisofia-epikura-vzgliady-ba-jizni-cheloveka-2xhsovy6es6ci4hmmgta0w Фобии из народа

Все, наверное, знают шокирующие итоги исследования психологов в области медицины. Оказывается, человек может заболеть (онкология, например) только «благодаря» своему внушению.

Получается, что страх перед недугом меняет физические свойства вещества и стимулирует заболевание. Ученые разводят руками, а в народе давно существует поговорка «Накаркал».

Пример. Проводила мама сына в армию. Сидит, плачет, представляет всякие страшилки: ногу сломал, с голода умер, на мине подорвался и т.д. Любая бабушка ей в такой ситуации скажет: нельзя этого делать! Беду своим страхом накликать можно.

Все народные приметы оправданы. Эти тоже родились не в одночасье. Ну и где наши философы-психологи, которые смогут объяснить такой феномен?! Пока что ясно одно — необоснованных страхов не бывает.

Проблема страха в психологической структуре человека ↑

Добро или зло

Некоторые даже современные психологи считают страх болезнью, которую надо лечить. Хотя в его определении нет ничего угрожающего: страх – это эмоция, направленная на источник опасности. Тогда может быть эмоция является опасностью для человека?

Читаем в умной книге:
«Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности». Снова ничего опасного и вредного. Наоборот, очень даже нужные процессы.

Рассмотрим страх, как эмоцию различной силы и накала:

Степень 1. Отсутствие даже тревоги . Полное спокойствие души. Никаких эмоциональных всплесков, предчувствий, позывов приготовиться, оглянуться. Проблема преодоления страха вообще не стоит. Не включаются защитные рефлексы, не вырабатывается адреналин, не обостряется зрение и слух. Человек гол перед опасностью.

Степень 2. Тревога, страх – эмоция, заставляющая встрепенуться, вглядеться в темноту, ускорить шаги, позвонить ребенку, остановиться, проверить газовые горелки, отвезти бабушку в поликлинику, а машину на СТО. Нормальное состояние нормального человека.
Надпочечники выработали именно такое количество адреналина, которого хватило, чтобы предотвратить беду, устранить опасность. Спасибо природе!

Степень 3. Паническая атака, фобия, страх , вышедший из-под контроля – не эмоция, а шквал эмоций, психологическое заболевание. Невозможность разумного, логического обоснования, цефалгический синдром, тремор, временный паралич, расстройство зрения, желудка, потеря сознания. Человек снова гол перед опасностью.

Основные функции

В связи с этими наглядными примерами можно попытаться, как делают многие психологи, определить основную функцию страха:

  • Синтезирующая функция – страх, как способ собрать, создать целостную, структурированную картину ситуации.
  • Сигнализирующая – расставляет приоритеты по степени значимости, фильтрует варианты ситуации.
  • Эвристическая – страх заставляет предугадывать, предотвращать, предупреждать опасные ситуации.

Основные формы

Нет на свете совершенно одинаковых людей, поэтому невозможно создать полный список человеческих фобий. Попытку систематизировать и выделить основные из них предпринял немецкий психолог Ф. Риман. interesnye_fakty_o_drevney_grecii_10

Основными формами страха он объявил четыре:

  1. Страх утраты собственного «Я», зависимости, несвободы . Будучи «стадным» изначально, человек всегда стремится определиться в своей индивидуальности, состояться, как личность. Желание не смешиваться с толпой несколько противоречит инстинкту самосохранения, но поддерживается страхом порабощения.
  2. Изоляции от общества, одиночества . В сущности, выделиться, проявить свои яркие возможности, особенные таланты человек стремиться не для себя, а для одобрения, уважения сообщества. В стремлении к самостоятельному принятию решений существует риск оторваться от общества на столько, что оно просто не поймет достижений изгоя и отвергнет его. Белую ворону могут не поставить вождем стаи, а цинично заклевать.
  3. Перемен . Сюда же можно поместить страх смерти, как самая критичная перемена в жизни. Как можно заниматься планированием стабильности, зная, что «мы наполовину состоим из смерти, и наша жизнь в течение мгновения приходит к концу»?
  4. Страх стабильности, необходимости, долга, чувствуемый, как несвобода . Человек всегда стремится к новому, к расширению бытия, знаний, к преодолению преград и границ. Именно они, границы, а также правила, законы, условности и даже мода становятся преградами на пути к свободе.

Исходя из таких форм страха, Ф. Риман выделил четыре личностные структуры:

  1. У шизоидов ярко выражена первая форма страха. Они боятся близости отношений.
  2. Депрессивные личности стремятся затеряться в толпе. Им, как воздух, необходимо одобрение сообщества, чувство локтя.
  3. Навязчивые идеи , эмоции, страхи присущи тем, кто боится перемен. Любое изменение в жизни расстраивает и беспокоит их. Иногда в эту категорию вступают повзрослевшие люди, у которых была проблема детских страхов.
  4. Истерики , напротив, опасаются ограничений, порядка, принуждения и предписаний.

Любое отклонение, преобладание одного из пунктов форм над другим, или даже отсутствие одного из них, любое неравновесие порождает отклонение в психике человека.

Массовое сознание ↑

По мнению философа Гоббса, страх смерти – это единственная сила, заставляющая людей жить в мире. Приватизированное общественной верхушкой право жить без войн превращается в общественный закон.

Одним из первых философов, назвавшим страх социальным явлением и объяснившим поведение толпы под воздействием страха (в частности суеверного), был Спиноза. По его мнению, именно непостоянность, нестабильность масс приводит к войнам, революциям и социальным возмущениям.

Великий философ был убежден, что монархия держится в основном на страхе толпы, а республика, наоборот, не приемлет страх, как насилие в подавлении воли народа:

  1. Люди из страха самоистребления объединяются в общества.
  2. Превращаясь в толпу, человеческая масса начинает заражаться социальными аффектами, рискуя скатиться в социальную деградацию.
  3. Каждый отдельный человек в толпе стремиться к свободе планирования поступков, в том числе для преодоления страха. Но история показывает, что индивидуальной свободы для этого недостаточно. Толпа сильнее.
  4. Как единственный выход из тупиковой ситуации, Спиноза видит объединение в республиканские сообщества, позволяющие предоставить свободу каждому индивиду.

soznanie_cheloveka.xxl Не столь революционны взгляды на толпу у Гольбаха. Он считает отсутствие свободы, страх благим стимулом, не дающим массе развратиться и воспользоваться доступными средствами в неправедных делах. В тоже время Гольбах считает это единственным препятствием на пути неблаговидных поступков вождей и господ.

Массовый психоз

Давно и глубоко изученное явление, которое не перестает от этого быть актуальным в современном мире. Этот вид «заболевания» часто встречается во время военных действий. Талантливые полководцы использовали «психические атаки», побеждая в результате не числом, а умением.

Катастрофы, аварии, стихийные бедствия также могут служить стимулом для массовых психозов. Любое искусственно созданное множество людей способно этим заразиться. Современный город с его неустроенностью, социальными и бытовыми проблемами – это просто рассадник для коллективных эмоций и психозов.

Политические деятели во все времена, не останавливаясь перед ответственностью, рьяно эксплуатировали массовый психоз толпы для достижений своих целей. Иногда в эти игры втягивались и втягиваются целые народы и страны.

Пример:

  • патриотизм;
  • вера в коммунистические идеи поколения постреволюционного периода СССР;
  • шпиономания;
  • поклонение лидеру.

Сегодня массу создает не столько физическая толпа, собранная в одном месте, сколько средства информации (телефония, Интернет).

Это позволяет создавать массовый психоз, в котором участвуют миллионы людей, искусно управляемые средствами массовой информацией, рекламой, ракурсной подачей новостей.

Одна из заповедей всех религий не зря предупреждает человека: «Не сотвори себе кумира!» В этом таится большая опасность для человечества. Потому что не может народ жить без кумира. Переложить на вождя всю ответственность и потерять свободу – вот один из видов массового психоза.

Нормальный человек в повседневной жизни не станет убивать, не пойдет воевать с соседом, если его не убедить в том, что он защищает свои права, жизнь, собственность, семью, родину. Планомерно убеждая толпу, народ, миллионы людей подобной пропагандой, лидеры сеют массовый психоз и добиваются собственных целей, въезжая в завоеванные храмы на его крутой волне.

Наша эпоха глобализации социальных и экономических мировых процессов подошла к тому, что страх тоже стал глобальным. Может возникнуть ситуация, раскаченная современными лидерами, в которой массовый психоз затронет все население планеты и поставит под угрозу существование человечества. Этого стоит бояться.

Видео: Страх как причина войн и конфликтов