Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.
- Креативность: что это такое
- Оценка
- Развитие творческих способностей
- Методы воспитания у детей
- Упражнения
Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.
Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.
Креативность: что это такое ↑
В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.
Определение в психологии:
- создание нового из привычного;
- решение проблемы неординарными способами;
- отказ от стереотипов;
- оригинальность и гибкость мышления;
- непривычный анализ и синтез;
- интуитивный выбор единственно верного решения;
- генерирование огромной массы идей.
Оценка ↑
Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.
Каков план работы с одарёнными детьми в начальной школе? Читай далее .
Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.
На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:
- Связь с интеллектом.
- Связь с личностью.
Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:
- быстрота мыслительных процессов (кол-во идей, которые появляются в заданную единицу времени);
- гибкость мышления (переключение с одной проблемы или идею на другую);
- оригинальность (способность к созданию нового без применения стереотипов);
- любознательность (осознание проблем в окружающем мире);
- возможность разработки гипотез и т.д.
Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.
Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:
- окружающая среда (общество, окружение, родители, уровень достатка и пр.);
- личностные особенности (характер, психологические аспекты и т.д.);
- наличие таланта (к определенному виду творчества).
На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.
Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.
Развитие творческих способностей ↑
Его следует разделить на 2 фазы:
- Развитие креативности , как творческой способности индивида. Время развития – 3-5 лет, когда подражание детей взрослому, обладающего подобными качествами, является определяющим механизмом для формирования креативности.
- Появление и закрепление навыков «специализированной креативности» в возрасте от 13 до 20 лет. Определяется как наличие таланта и его дальнейшее развитие в определенной сфере деятельности.
Как развить память и внимание у ребенка 5 лет? Читай далее .
Что такое интеграция? Узнать определение можно в статье .
Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.
Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.
И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.
Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.
Методы воспитания у детей ↑
Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.
Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:
- Создание атмосферы . Педагог должен быть доброжелательным и открытым. Неправильное отношение, отрицание, нетерпеливость, критика (даже заслуженная) могут погубить первые ростки пробивающегося таланта;
- Понимание потребностей ученика . Если малыш не может моментально переключаться с одной задачи на другую, это не говорит, что у него отсутствуют задатки к развитию творческих способностей. Таким детям необходимо больше времени, их нервно-психические процессы протекают медленнее. Стоит использовать способы развития креативности, направленные на ускорение мыслительных реакций;
- Интересные занятия . Ребенку должно быть интересно во время занятий. Это может быть внесение элементов новизны в обычные игры, незнакомые эмоциональные переживания и прочее;
- Терпеливость . Не стоит ждать моментальных результатов. Они обязательно будут, но не сразу. Излишнее ускорение событий приведет в итоге к остановке в развитии творческих способностей;
- Личный пример. Педагог, проводящий занятия с детьми должен обладать креативным складом ума.
Упражнения ↑
Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:
- Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
- Безумный художник . Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
- Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
- Оригинальный нейминг . Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
- Новое решение . Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
- Монолог в одиночестве . Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?
Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.
Видео: Креативный класс в России