Достигнув годовалого возраста и научившись передвигаться самостоятельно, ребенок переходит к новому этапу открытий и опытов. Каковы особенности его развития в этот период?
- Психофизическое развитие ребенка в 1 год
- Возрастные нормы
- Речь
- Режим дня и сон годовалого ребенка
- Питание
- Игры и игрушки
- Кризис первого года жизни
На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он бесконечно экспериментирует, изучает, наблюдает и с каждым днем становится более ловким. Для него важны новые звуки и новые зрительные образы.
Нет такого периода в жизни, когда развитие шло бы такими гигантскими скачками. Ребенок этого возраста осваивает столько новых действий, что взрослому человеку было бы просто не под силу.
Каковы же его главные достижения к этому возрасту?
Психофизическое развитие ребенка в 1 год ↑
К первому году жизни обычно ребенок вполне способен:
- уверенно вставать на ноги;
- самостоятельно ходить;
- бегать при поддержке взрослых;
- пить из чашки, перекладывать ложку из одной руки в другую;
- повторять за взрослыми простые действия;
- понимать требования взрослых;
- идентифицировать предмет и его образ на картинках;
- произносить простые слова;
- называть близких людей по имени;
- проситься на горшок.
Годовалые дети отличаются невероятной подвижностью. Больше всего им нравится совершать всевозможные действия с предметами, ставить «осязательные» эксперименты – дотрагиваться до еды, стучать ложкой по миске, стакану, стульчику, изучать свои возможности звукопроизношения, подражать разговору и пению.
У малыша начинает проявляться ощущение высоты и опасности. Изучая свойства предметов, малыш постепенно привыкает использовать предметы по назначению.
Возрастные нормы ↑
- Вес . К двенадцати месяцам вес детей, обычно, превышает вес при рождении в три раза. Средний вес годовалого малыша – десять или чуть более кг. При ежемесячном взвешивании с этого возраста фиксируется прибавка в весе порядка 250 г.
- Рост малыша в 1 год составляет 72-76 см, в зависимости от анатомических особенностей.
- Зубы . К году у многих детей имеется двенадцать зубов: по 4 резца сверху и снизу и 4 коренных молочных зуба. Меньшее количество зубов не является поводом для беспокойства и считается нормой. При нормальном поступление с пищей солей кальция, фосфора и витамина D «недостающие» зубки прорежутся в последующие 2-3 месяца.
- Стопа . Нормой читается и своеобразная форма стопы: плоская, без свода. У ребенка, который еще не начал активно ходить, некоторое время под сводом сохраняется жировая подушечка. Постепенно она исчезает, и стопа приобретает положенный изгиб.
Речь ↑
- У каждого ребенка свой темп формирования речи. Большинство детей начинают произносить первые различимые слова от 9,5 месяцев до 1, 4-1, 5 года.
- Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного. Ребенок знает и понимает во много раз больше слов, но использует 3-5 удобных для него звукосочетаний, которые относят к «детскому лепету».
- Уже через несколько месяцев его активный словарь увеличится до 20 слов, а в районе двух лет – до 50. Пока словесно ребенок выделяет близких: «маму», «папу», «дядю», ему нравятся звукоподражательные слова, вроде «ав-ав», «му-у» и др. При этом ребенку легче произносить только ударный слог длинного слова (например, «ки» вместо «киска».
- Если ребенок спокойный, мало говорит, но его психическое и физическое развитие соответствует норме, волноваться не стоит. Обратите внимание на то, достаточно ли ребенок общается с родителями. Недостаток общения со значимыми взрослыми (а это на данном этапе его главный круг общения) могут привести к замедленному развитию речи.
- Следует знать, что отделы в коре головного мозга, которые ответственны за развитие ручной и артикуляционной моторики связаны ввиду их близкого расположения. Потому хорошее развитие моторики детских ручек обуславливает и более скорое освоение речи. Ребенку полезно дотрагиваться до предметов, о которых идет речь, совершать мелкие действий руками.
Режим дня и сон годовалого ребенка ↑
- Режим дня годовалого ребенка включает сон дважды в день по 1-1,5 часа при ночной продолжительности сна не менее 10 часов.
- Днем кормление чередуется с прогулками на свежем воздухе, играми и сном. Постепенно ребенок начнет переходить на единоразовый сон днем. При этом расписание сна постепенно начнет смещаться, однако нужно постараться укладывать малыша в одно и то же время. При скользящем графике сна дети с трудом засыпают как днем, так и ночью, спят беспокойно и часто просыпаются.
- Гигиенические процедуры – важная часть всего распорядка дня. Утром лицо и попку ребенка моют водой, совершают обязательное мытье рук после прогулки и перед едой и купание перед сном.
Как победить шизофрению? Читай далее .
Питание ↑
Развитие желудочно-кишечного тракта у годовалого малыша происходит еще не в полной мере. Нормальный интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином — 3-4 часа. Это достаточно удобный и полноценный режим питания. Перед сном можно предложить ребенку легкую пищу, например, печенье и кефир. Как правило, в ночные часы прием пищи не требуется.
Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:
- Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
- Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
- Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
- Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
- Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
- Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии. Готовят кисели, компоты.
- Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.
Игры и игрушки ↑
Игра для подрастающего ребенка – лучший и активный способ познания мира.
Что могут годовалые дети:
- нанизывать кольцо на кеглю или на стержень пирамидки;
- толкать, тащить на веревочке предметы, кидать их;
- качать и убаюкивать куклу и игрушки, кормить их (начало освоения ролевых игр).
Различать цвета и формы ребенок сможет к 2-3 годам, однако и годовалый малыш запоминает их и использует их свойства для различения предметов.
- Детей больше привлекают простые игрушки. Удовлетворяя свой исследовательский интерес и воображение, ребенок долго может складывать и высыпать из тележки кубики, перевозить их с места на место, играть с матрешками или катать деревянное яичко, машинку на веревочке, поезд из кубиков. Потому деревянная или пластиковая четырехколесная тележка – лучшая игрушка в этом возрасте.
- Не случайно среди детских игрушек популярны и каталочки на палке. Маленькому ребенку легче толкать игрушку, чем тянуть за веревку.
- Многим взрослым кажется, что ребенок играет «неправильно». От взрослого требуется понимание особенностей этого возраста. Важно не мешать детям играть так, как им нужно. У годовалого ребенка правила свои, у него еще нет стремления построить что-то по схеме.
- Для ребенка, играющего в кубики, интересно постучать ими друг о друга, посмотреть, как они падают или складывать полые кубики один в другой, поскольку на первом месте для годовалого карапуза стоит исследование свойств предметов и границ собственных умений (что я еще могу сделать). Если усложнять процесс игры, она перестанет приносить удовольствие.
Удержать внимание малыша на одном занятии удается не более 15 минут.
Кроме игрушек есть много полезных занятий:
- Работа с мягким пластилином или специальной массой для лепки (отщипывать кусочки массы, делать лепешки и шарики, размазывать их по бумаге).
- Рисование акварелью и гуашью, пальчиковые краски (еще лучше карандашами или ручками на рулоне обоев).
- Чтение в сочетании с рассматриванием картинок («Что это?», «Найди…»).
- Игра с матрешками (знакомство с «маленькими» и «большими» предметами, развитие мышц кисти).
- Пазлы . Для малыша в год сложить пазл даже из двух деталей – задача невыполнимая. Именно потому большинство игр советуют после 3-х лет. Однако постепенно ребенок понимает, что от него требуется, игра развивает его моторику, помогает сформировать представление о целом и частях.
- Подвижные игры (чередовать со спокойными занятиями). Догонялки, перегонки, прятки (прятаться самим или прятать игрушку), игры с мячом.
- Танцы .
Самое важное замечание: ребенок развивается в игре не сам по себе, а только во взаимодействии со взрослым. Он повторяет его действия, учится общению. Озвучивая свои действия и действия малыша, взрослый создает у него связь между действием и его словесным обозначением.
Кризис первого года жизни ↑
Так называемый кризис в жизни ребенка означает переход его на новую ступеньку развития. Для взрослых этот период может показаться крайне сложным, поскольку он часто вызывают «сбой» в поведении самого послушного ребенка.
Каким образом организовать развивающие игры для детей 2 лет в домашних условиях? Ответы в статье .
Каково психическое развитие ребенка в 1 год? Читай далее .
Например, ребенок только научился ходить, казалось бы, стал взрослее, многое понимает, но некоторое время он будет капризничать сверх обычного, а сон его ухудшается.
Связано это с тем, что ребенок не успел перейти к другой форме поведения. Малыш до года, не умея выразить словами свои потребности, добивался внимания взрослых плачем, истериками. Теперь ребенок подрос, а новые способы привлечения внимания еще не освоил.
Родители, в свою очередь, также не успевают приспособиться к новым потребностям ребенка. Истерики годовалых детей сами не проходят, ввиду слишком сильного мышечного тонуса. Ребенка важно покачать, успокоить, поддержать.
Признаками кризиса являются:
- непослушание, упрямство, «трудновоспитуемость», желание привлекать внимание своим поведением;
- отказ от выполнения обычных процедур агрессивная реакция на замечания (или обида, недовольство);
- не свойственная капризность;
- противоречивое настроение и поведение;
- демонстрация самостоятельности.
Важно понимать, что отклонения в поведении — естественные проявления этапа взросления и при лояльном отношении к малышу это никак не повлияет на характер ребенка в будущем.
Видео: Консультация для родителей